Вот специально ради вас только что в НЕТЕ нашел MARIOZA:
Пресс-конференция актёра и режиссёра Микеле Плачидо на ХХ Международном кинофестивале в Москве 26 июля 1997 года
Прежде всего, здравствуйте все. Мне очень странно бродить по Москве. Я должен сказать, что себя чувствую немножко таким русским писателем, может быть даже священником, немножко. Естественно, я шучу. Если хотите задавать мне вопросы, я абсолютно готов.
Синьор Плачидо, несмотря на более чем 20-ти летнюю Вашу кинокарьеру, Вам наверное известно, что многомиллионным российским зрителям Вы известны, прежде всего, как Коррадо Каттани, сериал "Спрут". В связи с этим вопрос. Скажите, пожалуйста, как для Вас соотносятся роли в салонных сериалах, которые приносят всенародную любовь и популярность и роли серьезные, этапные, но которые такой популярности не приносят? И как Вам видится Ваша кинокарьера в свете этого?
Любой персонаж - это персонаж. Я хочу сказать, что роман может состоять из 500 страниц, а может из 100 страниц. Так же и здесь. Актеры обычно не разделяют сериалы и серьезные фильмы. Поэтому никакой разницы я не вижу.
Вчера на пресс-конференции в Шереметьево-2 Вы откровенно признались, что очень устали, потому что накануне спали только три часа, ибо мешали дети. Скажите, удалось ли Вам немножко отдохнуть? Как Вас поселили? И еще такой вопрос: Вы сказали, что уже завтра Вы поедете во Францию продолжать съемки в фильме. Какой это фильм, о чем он, если возможно, - его рабочее название.
На первый вопрос отвечаю: я спал прекрасно. Вчера вечером мы немножко выпили. Я обычно не пью, но иногда мне это нравится, поэтому я отдохнул очень здорово. У меня сегодня немножко опухшее лицо, извините...
Что касается парижского фильма. Интересно, что французские режиссеры видят меня не как человека с благородными намерениями, типа героя комиссара Каттани, а как человека немножко с пороками. Фильм молодого французского режиссера, которого зовут Николас Бок. Он - очень, очень популярный режиссер во Франции. Действие фильма разворачивается в современной среде. Я там играю адвоката, гомосексуалиста. Это очень тяжелый и сильный фильм. Несколько лет назад был снят фильм, который назывался "Монплезир" ("Удовольствие"). Наш фильм как раз римейк этого фильма.
В фильме "Спрут" Вам постоянно приходится спасать женщин. Приходилось ли Вам в жизни спасать, поддерживать женщину. И, если можно, что-нибудь о своей личной жизни.
И второй вопрос. Как Вам удается в тяжелый условиях поддерживать физическую форму, как актеру?
Спасибо за второй вопрос. Прежде всего хочу сказать, отвечая на второй вопрос: поддерживаю себя в такой "молодой" форме, потому что последние годы, в основном, я прошу женщин, чтобы они меня спасали. И я должен сказать, что я вошел в такой период жизни, когда вокруг меня очень много женщин-друзей.
Раньше, когда я жил семейной жизнью, - но прошу сейчас не затрагивать эту персональную тему, - у меня было очень мало женщин-друзей, то есть я сейчас говорю именно о дружбе женской.
Сейчас у меня очень много женщин-подруг, и это как раз они мне дают советы, как я должен вести себя с женщинами. Среди них есть и молодые девушки, кстати. И, надо сказать, что я нахожу их очень мудрыми, гораздо мудрее, чем я сам иногда. И, наверное, сейчас нет необходимости их спасать. Может быть, это они меня спасают сейчас.
Синьор Плачидо, наш кинозритель хорошо помнит Вас в роли советского офицера в фильме "Афганский излом". Если бы у Вас была такая возможность сейчас сняться в роли российского офицера в фильме "Чеченский излом"?
Вообще говоря, для иностранца очень сложно судить о тех событиях, которые происходят в других государствах. Но к России у меня особая любовь, особые теплые чувства. Потому что, как мне кажется, что никто, никакой народ не любит мою роль комиссара Каттани, как вы. Так, что наверное, я вправе дать ответ на вопрос. Ну что ж, могу сказать: мне понравился бы персонаж, русский герой, который мог бы дать понять, что эта война глупая, как, собственно говоря, все войны. Наверное, самое главное было не то, что Чечня независимая или зависимая, а то, что нужно постараться было не потерять то положительное, позитивное, которое было хотя бы на утопическом уровне.
Я должен отметить: часто иностранцы очень довольны, когда у других народов есть какие-то проблемы. А мне это доставляло огромную боль, что есть еще народы, которые друг друга убивают.
В общем, мне подошла бы роль такого "Достоевского" между двумя борющимися сторонами.
Синьор Плачидо, здесь вспоминают все о "Спруте". Часто актеры берут для своего характера что-то от своих героев. Это был положительный у Вас герой. Что в свой характер Вы взяли от своего героя.
Я думаю, что Вы упустили один очень, очень важный момент. Обычно, это актеры дают свой характер персонажу. Гамлет, например, все время играется по-разному: актеры разные. И если бы вы, например, играли комиссара Каттани, то, наверное, Вы бы сыграли его совершенно по-другому, нежели я. Я дал этому персонажу то, чем являюсь на самом деле. Не знаю точно что, но - это я. А Дамиано Дамиани он как раз написал эту роль для итальянского актера, которого зовут Франко Неро. А потом он подумал о том, чтобы пригласить меня, потому, что он хотел придать персонажу что-то другое. А на бумаге это был просто полицейский.
Мне кажется, может быть, вы полюбили этот персонаж потому, что я постарался дать ему те свои положительные моменты, о которых, может быть, сам не знаю. Я не могу сказать, что люблю его больше, чем другие персонажи. Просто - один из персонажей. Я ему весьма обязан, потому что благодаря ему я познакомился с вами. И, видимо, в этой смеси Плачидо-Каттани есть что-нибудь хорошее.
Мы знаем Микеле Плачидо не только как актера, но и как режиссера-постановщика фильма. Вопрос такой: какова прокатная судьба этого фильма? И как вообще сложилась режиссерская судьба Плачидо после этого фильма?
Это мой первый фильм, который я делал как режиссер. С общественной точки зрения, - это самый важный фильм, который я сделал. Еще и потому, что был первым итальянским режиссером в истории африканского кино, который был приглашен на фестиваль в Буркина Фасо. Это был первый раз, когда европейский режиссер обратил внимание на проблемы расизма в Африке. Я не могу сказать, что у фильма был большой успех, потому что это жестокий документ. И итальянцы не захотели отдать себе отчет в том, что они тоже расисты, как и все мы по отношению к меньшинству. Но этот фильм принес мне большое моральное удовлетворение. Этот фильм очень хорошо прошел среди национальных меньшинств в Европе. Почему? Потому, что это - отражение реальной проблемы. И, несмотря на то, что уже прошли десятилетия с тех пор, до сих пор фильм очень актуален.
У этого фильма было очень много прессы не только итальянской. Вы знаете, что в Европе есть молодежные формирования, расистски настроенные против африканского меньшинства. Так что в фильме как раз была отражена сегодняшняя Европа, эта проблема.
Господин Плачидо! Помните ли Вы свои впечатления, когда увидели себя на большом экране?
Я родился как театральный актер. И очень много лет работал именно с театральными режиссерами, такими как Джорджо Стреллер, Луко Рукони и другими итальянскими режиссерами. И я не думал о том, чтобы сниматься в кино, потому что театральные актер изначально очень "чистые" и с некоторым снобизмом относятся к кино. И я первые годы совсем на себя не смотрел в кино. Я, практически, зарабатывал деньги, просто потому, что мне нужны были деньги. Через несколько лет, поскольку мне стали говорить, что у меня получается в кино, я стал ходить в кинотеатры и смотреть себя. Это - правда. Я, практически, свои первые 4-5 фильмов не видел, я смотрел их уже потом. И когда я смотрел на себя даже в каких-то романтических ролях, мне почему-то было смешно.
Дорогой Микеле! Сейчас звезды занимаются помимо своего основного занятия виноделием, скульптурой, фотографией. Есть ли у Вас такие побочные занятия?
Как Вас правильно называть Пл`ачидо, Плачид`о?
Пл`ачидо, конечно. вообще иногда хочется заняться бизнесом, но стараюсь подальше от этого держаться. Потому что, я - прирожденный театральный актер, и я стараюсь сохранить "чистоту образа" что ли. Актер - это все-таки актер, это не кусок мыла. Мне было предложено заняться бизнесом, кстати, и в России тоже.
Однажды ко мне пришел один человек, который предложил открыть мне здесь, в России сеть обувных магазинов. Меня, в общем, повеселило это предложение. Это было забавно: сложно себе представить комиссара Каттани, который продает обувь людям, видевшим во мне идеал. Хотя, делать и носить обувь - это, наверное, почетное дело. Я думаю, что рано и неправильно мне заниматься мне таким делом.
Вчера я обсуждал со своей переводчицей идею об издании в России книги, которая рассказывала бы о том, как складывались мои отношения с русским народом. Потому что, когда я был известен, как актер, сыгравший в "Спруте", в России, с исторической точки зрения, происходили совершенно феноменальные события. И я хотел бы написать книгу, которая была бы некоей параллелью между моей историей маленького человека и этой страной, которая освобождала сама себя. Я уже серьезно задумываюсь над тем, чтобы написать эту книгу и думаю, что этим займусь.
Встречались ли Вы когда-нибудь на театральной площадке с Вашим партнером по фильму "Спрут" Ремо Джироне? И как складывались ваши отношения?
Мы с Ремо Джироне работали на одной площадке в театре еще до того, как был "Спрут". Мы вместе работали. Я могу рассказать одну забавную вещь. Когда мы занимались театральной деятельностью, должен сказать честно, что так бывало: один вечер больше аплодировали Ремо, а другой - больше мне. То есть у нас было практически соревнование между двумя хорошими актерами. И вот в одно прекрасное воскресенье вышел фильм "Спрут-1", где Ремо Джироне не было. И с того вечера аплодисменты принадлежали мне, а бедный Ремо очень от этого страдал, причем страдал очень серьезно, он был просто в отчаянии. Но через несколько лет позвали его, чтобы дать ему роль в "Спруте" и мы как бы сравнялись.
Журнал "История телевидения"
0
«Тот, кто пришел на смену комиссару Каттани»
Интервью с Витторио Меццоджорно
Автор
eda-88, Вторник, 07 ноября 2006, 09:58:50
Последние сообщения
Новые темы
-
Какая сегодня ночь! 今夕何夕 Китай 20246
Азиатские сериалы. Дорамы и live-actionkuvshinka, 14 Дек 2024, 16:15
-
Двойник / Чернильный дождь и облака 嫡嫁千金 / 墨雨云间 Китай 202420
Азиатские сериалы. Дорамы и live-actionkuvshinka, 23 Ноя 2024, 10:25
-
Вспомогательная тема по Китаю154
Азиатские сериалы. Дорамы и live-actionDeJavu, 18 Ноя 2024, 12:30
-
"Государственное преступление" ("Delitto di stato")6
Итальянские сериалыluigiperelli, 17 Ноя 2024, 13:16
Может вы уже читали его,а может не читали,с Джироновского сайта скопировал,хотя оно как я уже говорил у меня дома давно лежит.
Ой, огромное вам спасибо.
Да, я заходила на сайт Джироне, но вот это - как-то проглядела.
Слона , как говорится я и не приметила.
Геодезист, ау. Помните вы писали про отношение Плачидо к Ремо?
Вот оно.
Рожки Тано у Ремо и тут вылезли
Шучу.
На самом деле соперничество между актерами, да еще такими классными - это вполне нормально.
Да, я заходила на сайт Джироне, но вот это - как-то проглядела.
Слона , как говорится я и не приметила.
Геодезист, ау. Помните вы писали про отношение Плачидо к Ремо?
Вот оно.
Рожки Тано у Ремо и тут вылезли
Шучу.
На самом деле соперничество между актерами, да еще такими классными - это вполне нормально.
Сlaire! Ca va!! Достоевскай снова упомянут.. и вроде Плачидо дал характер Каттани, т. е. актер-герою, а не наоборот...
Цитата
Да я так и блин не посмотрел "РЭКЕТ"-в 99г. где-то,знаю что там играли ещё "брат Бернардо"(Н.ди Пинто) и "Лео Де Мария"(М.Бонетти).
У меня такое впечатление создается временами, что в Италии не хватает актеров, поэтому одни и те же лица кочуют из фильма в фильм.
Цитата
Зато я посмотрел 3-х сер. сериал "Похищенный" в мае 2005 по ТВЦ,там Плачидо уже был жертвой а этот ТОНИ СПЕРАНДЕО играл мафиози,и ещё там "Маттинера" играл,может видели?
Не догнала Вашу мысль. Мы же, вроде, о Сперандео речь не вели. Ничего не путаете? "Похищенный", скорее всего, смотрела, название весьма знакомое, но ничего не помню. Значит, не произвел впечатления.
Интервью читала раньше, но все равно спасибо.
К слову - есть такой сайт peoples.ru, постоянно пополняемый, где можно найти био, фото и интервью известных людей. Стоит поискать инфо об актерах "Спрута".
Я просто про Сперандео сказал,потому что он тоже в СПРУТАХ выделяется-3 разные роли в 3-х разных частях сыграл.
Может ещё какие-нибудь интервью поищу посмотрим.
Вампирчик спасибо за все эти сайты.
Может ещё какие-нибудь интервью поищу посмотрим.
Вампирчик спасибо за все эти сайты.
Вот ещё 3-интервью:одно интервью и 2 статьи,и как ни странно все 3 БОГЕМСКОГО, уверен ,что у многих есть,но вдруг.
1)в конце книги «Спрут 1-2» интервью Богемского с Плачидо.
2)В начале книги «Спрут 3-4»,статья.
3)Статья о СПРУТЕ
1)Комиссар Каттани дает интервью.
Осенью 1986 г. в Москву с группой итал-х артистов для участия в телемосте «Рим и Москва с песней о мире»-совместном концерте во Дворце спорта в Лужниках советских и итал-х артистов,сбор от которого был передан в Советский фонд мира,приехал Микеле Плачидо-новая «звезда» кино и телев-я Италии.Советские зрители уже знали Плачидо по нек-м фильмам(«Народный роман», «Фонтамара», «Человек на коленях»),но поистине широкую известность он получил после показа по нашему телевидению итал-го телес-ла «С.-1»,а затем и «С.-2»,в которых Плачидо создал привлекат-й образ полиц-го комиссара К.К.
В те дни,ещё не предполагая,что скоро выйдет роман М.Н. «Спрут»,написанный по сценарию этого нашумевшего телесериала,-книга,которую мне предстоит переводить на русс.яз.,я дважды встречался с актером,воплотившим ее героя,и Плачидо не спеша и охотно рассказывал мне о «Спруте» и комиссаре Каттани(К.К.).
Вот что он говорил в этих беседах-интервью,которые публиковались в нашей печати.
-Самым большим и приятным сюрпризом для меня в Москве явился успех у советских телезрителей и моя популярность у них.Люди останавливали меня на Красной площади,на улице у гостиницы,здоровались,приветствовали,просили автографы…А какую овацию мне устроили во Дворце спорта,вы видели сами.
-Но мы хотя и знакомы с вами по неск-м ф-м 70-х годов,не знаем даже вашу биографию.Слава к вам пришла после «Спрута»,и в справочниках о вас нет ещё данных.
-Родился я в 1946 г. в небольшом селении в обл. Апулия на юге Италии и 11 лет учился в школе при монастыре,где получил сравнит-но неплохое и строгое образование.Потом,когда был призван в армию,служил в рядах полиции-это весьма пригодилось впоследствие при создании образов и полиц-х и мафиози.3 года учился в Академии драм. искусства в Риме,работу начинал на театр-й сцене.Но успех принес мне дебют на телевидении в телеспектакле «Парень»-это было 1-е прикосновение к теме разоблачения преступной мафии.Ну,живу с женой и дочерью близ Рима,в сельской местности,где природа напоминает родные края.
-А когда произошло сближение с кино?
-В 1974г. Это была комедия режиссера Моничелли,которая шла у вас,-«Народный роман».В ней я играл молоденького полицейского Джованни.Потом было много подобных ролей –простодушных деревенских парней,приехавших в город.Переломным в моей карьере был 79 г.,гогда я получил премию за фильм «Эрнесто» и сыграл главную роль в остросоц-м ф-ме «Фонтамара».(К.Лидзани).
-Каково,на ваш взгляд,ныне положение итал-го полит-го кинематографа-этого передового направления,в активе которого немало весьма знач-х ф-в?
-Сейчас происходит смена поколений,нынешний период я назвал бы переходным.Некоторый спад в итал. кино,в т.ч. и политич-м,отразился и на моей судьбе –трудно было с работой в кино,играл в чисто развлек-х лентах,преимущ-но вновь выступал на театральной сцене.Лучшие традиции итал-го кино,в частности политич-го,продолжает ныне телевидение.Оно вобрало его опыт,худож-е достижения,развивает его не до конца раскрытый идейный и худож-й потенциал.Примером тому-сериалы «Спрут»,имевшие в Италии невиданный успех. «Спрут-1» смотрел 21 миллион зрителей,практически каждый 2-й итал.У нас уже отвыкли видеть такие острые произведения на экране. «Спрут» пробудил общ-е,национальное сознание,пробудил совесть у тысяч людей.
-Как относятся зрители в Италии к созданному вами персонажу? Что касается критики,то мы знаем что вы удостоены за исполнение роли к.К. приза «Серебряный Пегас» как лучший актер телевидения.
-Зрители полюбили К.К.,ибо он –человек,подобного которому нынче не так-то легко сыскать в Италии.Таким,как он-пусть иногда ошибающимся,слишком эмоциональным,но отважным и несгибаемым,кристально честным,-хотели бы стать многие,но это слишком трудно,слишком опасно.Мне тоже было нелегко воплотить этот образ.
-Расскажите о своей работе с режиссером «Спрута-1» Дам.Дамиани,мастером политич-го детектива,широко изв-м в нашей стране.
-Я пришел к нему,наверно,не слишком хорошо подготовленным для роли к.К.От природы я человек мягкий,добродушный,порой флегматичный,и фамилия у меня соответствует моему характеру.(Плачидо-тихий,спокойный).Меня надо было научить людей действия-решительных,смелых,а то и жестких.Дамиани сумел расшевелить меня,порой даже нарочно злил,чуть ли не колотил-сам-то он человек темпераментный,и его «агрессивность» мне очень помогла.Под его руководством мне удалось создать отталкивающие персонажи 2-х мафиози-сицил-го наемного убийцы Платамоне в ф-ме «Человек на коленях» и итало-америк-го гангстера Марио в «Пицца-конекшн»(Связь через пиццерию).А параллельно мы работали над непростым образом комиссара Каттани-человека горячего,экспансивного,доброго душой,которого жестокие обст-ва делают холодным,расчетливым борцом против страшного «спрута»-сращения мафии,коррумпированного чиновничества,мирка грязного бизнеса,связи которого идут за океан.Дамиани постоянно подбадривал меня.Он твердил: «Поверь,я знаю тебя лучше,чем ты сам.Ты справишься,у тебя есть для этого все данные».Впрочем,во 2-й части характер Каттани резко меняется-и этим движением характера,мне кажется,его образ и интересен.2-й сериал,тоже 6-серийный,поставил уже другой режиссер,также известный мастер политич-го кино Фл.Ванчини.Автор же сценария 1-го и последующих «Спрутов» один-это видный итальянский кинодраматург Э.Де Кончини.
-Что же меняет характер,психологию Каттани?
-В борьбе против мафии,ее высоких покровителей и сообщников он приносит в жертву своих друзей,товарищей по работе,собственную дочь,а потом и жену.Чтобы очистить нашу жизнь от коррупции,преступности,наркотиков и прочей скверны,сделать ее чище и лучше ,справедливее и честнее,каждый из нас должен чем-то жертвовать.Каттани мне видится шире,чем просто неподкупный и мужественный страж закона,-он участвует в идущей в мире схватке между добром и злом,в нем самом происходит борьба.Этим он близок персонажам Достоевского-моего любимого(и Депардье тоже) русского писателя.Недаром все время долгих съемок «Спрута» я читал его романы,чтобы поддерживать в себе нужный психологический настрой.Успех «Спрута» во многих странах,а не только в Италии,тоже,по-моему,свидетельство всеобщего,универсального значения поднятых в нем проблем.Нет,нет,это произведение не только об итал-й мафии…
-А «Спрут-3»?
-Этот сериал ставит 3-й итал-й режиссер Л.Перелли.Действие в нем развертывается главным образом в Милане-финансовой,деловой столице Италии.Щупальца «спрута» захватывают и север страны,вслед за Сицилией,Югом и Римом.Первоначально действие «Спрута-3» предполагалось перенести в США,куда ведут нити преступного бизнеса и куда комиссар Каттани отправляется продолжать расследование.Однако было решено место действия ограничить Италией,ибо съемки в Америке могли бы дать повод и возможность амер-му капиталу усилить свое проникновение в систему итал-го кино и телевидения,и так с трудом отстаивающих свою независимость. «Спрут» сохраняет «европейский» характер:в его производство вложили свои капиталы помимо итал-го гос-го телев-я,франц-е и западногерманские компании.
-Что же будет дальше с комиссаром Каттани?
-Не стоит рассказывать,надеюсь,вы посмотрите и 3-го «Спрута»,не то.если знать наперед,будет неинтересно.Скажу только,что мне угрожает уже и 4-й «Спрут»,хотя я пытался давать себе слово не продолжает эту историю-ведь уже есть 19 серий!..Однако я уже сроднился с к.К…
Когда стукнуло 40,актер должен решить:или он остается исполнителем характерных ролей , или должен браться за главные роли.Нельзя же всю жизнь оставаться «молодым актером».Нет сомнения, «Спрут» позволил мне пойти по наиболее престижному(назовем это так) пути.Он придал мне уверенности в себе,показал,что я могу справиться и с такой сложной историей,с такой продолжительной работой…Персонаж этот создал Де Кончини, «крестил» Дамиани,развили Ванчини и Перелли…Но теперь этот персонаж словно начал самостоят-ю жизнь.Некоторые меня предостерегают: теперь я навсегда буду ассоциироваться у зрителей с к.К..А я отвечаю :ну и пусть!Ну и прекрасно!Потому что актер живет в памяти зрителей самое большее в 2-3х ролях за всю свою карьеру.И если память обо мне будет связана со «Спрутом»,я буду очень доволен!
-Последний-традиционный-вопрос:каковы ваши творческие планы?
-На телев-и,как я сказал,продолжение «сериала сериалов»-проект 4-го «Спрута».В кино-приглашение сняться в сатирической антирасисткой комедии реж. Марко Феррери «Ах,какие славные эти белые!».Хочется опять потрудиться в театре,в пьесах моего любимого драматурга Л.Пиранделло.Выйти в своей работе за пределы Италии,сняться у советских режиссера,например ,в роли одного из братьев Карамазовых.Достоевский меня привлекает постоянно…Кино и театр,не говоря уже о телевидении,помогают людям узнать,понять друг друга-этим они равно служат делу мира на Земле.Ведь дом у нас и проблемы-общие.
2)Тоже Богемского:
С телеэкрана-на страницы книги.
История появления романа «Спрут» итал. писателя М.Незе необычна.Мы привыкли к тому,что пьесы,кинофильмы,телесериалы рождаются на основе популярных книг.В данном же случае литер. произведение возникло как романный вариант нашумевшего не только в Италии,но и далеко за её пределами 4-х сериалов(каждый в 6-ти сер-х)((он забыл,что 3-я-7 сер))телевизионного боевика «СПРУТ» по сюжету изв-го кинодраматурга Э.де Кончини.Роман состоит из 2-х книг.Мы предлагаем вниманию читателей 2-ю книгу,содержание которой соответствует не так давно показанным по нашему телевидению телевидению 3-му и 4-му сериалам.
Успех «СПРУТА» на мировом телеэкране(он демонстрировался во многих странах) не только сенсационен,но и поистине феноменален.И на вопрос о причинах такого невиданного успеха,наверно,должны ответить,кроме кино- и телекритиков,и социологи,политологи.Дело явно не только в мастерски закрученном сюжете и привлекательном герое-мужеств. и неподкупном полиц-м комиссаре К.К.,ведущем борьбу не на жизнь,а на смерть с могущественной мафией и её высокими покровителями,и даже не в воплотившем его актере-ныне сказочно популярном М.П.,а в том стремлении искоренить насилие,коррупцию,всяческую скверну из жизни общества,прекратить преступную торговлю наркотиками,оружием,землей под радиактивные отходы,-стремлении,которым объяты честные люди во всем мире.
Несмотря на детективную форму,на увлекательность сюжета-с убийствами,погонями,любовными приключениями(ибо комиссару К. не чуждо ничто человеческое),посыл произведения неизменно серьезен,а фон действия-не только реалистичен,но подчас документально точен. «Спрут» вскрывает сложнейшие механизмы преступных махинаций мафии на всех-вплоть до самых высоких-уровнях,её далеко и высоко идущие связи,в нем речь идет о событиях,которыми полны сегодняшние газеты-тут не только расследования и судебные процессы над мафией,убийства видных чинов прокуратуры и полиции,но и разоблачения связанных с мафией политич-х кругов и деятелей(мы найдем и организацию,весьма напоминающую масонскую ложу «П-2»,желавшую создать теневое правительство,а может,совершить в Италии гос. переворот,и эпизоды,заставляющие вспомнить о похождениях неуловимого Синдоны,о загадочной смерти банкира Кальви и о многих др.,оставшихся до конца не проясненными фактах итал. полит-й жизни последних лет).
Роман дает возможность миллионам телезрителей восстановить и удержать в памяти промелькнувшие на экране события и персонажи,разобраться в довольно сложных хитросплетениях борьбы,которую ведет неутомимый Каттани против всесильного «спрута» коррупции,в стремительных перипетиях действия.Автор-45летний журналист М.Н.,римский корреспондент влиятельной миланской газеты «Коррьере дела сера»,написавший помимо «Спрута»,исследование «Под знаком мафии» и ряд репортажей для ТВ.Незе несколько изменил сценарную первооснову,придал произведению характер литер-го повествования , переставил некоторые акценты,углубил психологические характеристики,больше внимания уделил событиям личной жизни комиссара Каттани.Литер-я ипостась «Спрута» имела такой же успех,как и сериалы-роман переведен на множество языков,писатель удостоен ряда литер-х премий,в т.ч. «За бестселлер 1989 года», «За самую популярную книгу среди итал. Молодежи».
О популярности «Спрута» у нас не приходится говорить.Плачидо был признан самым популярным актером года,о комиссаре Каттани поют с эстрады и магнитофонных кассет(знаю Буйнова песню и все),он,можно сказать,вошел в наш современный фольклор.1-я книга романа «Спрут» разошлась у нас за год более чем миллионным тиражом,стала дефицитом на «черном рынке».И думается,опять-таки дело не только в занимательности.Читатель ищет и находит в романе немало аналогий с ситуациями,знакомыми ему уже и по нашей,а не только итал-й печати,ищет ответы на волнующие его вопросы,пока ещё не нашедшие адекватного и столь доступного массовому читателю освещения в книгах наших писателей.
А «Спрут» тем временем продолжает свою телевизионную жизнь-итальянцы смотрели уже 5-й сериал,насчет 6-го возникли сомнения и вопрос рассматривался даже в итал. Парламенте-уж очень глубоко копают авторы сценария…
А издательство ЭРИ(гос. Итал. Радио-ТВ) уже обещает 3-ю книгу-романную ипостась «Спрута-5».
1)в конце книги «Спрут 1-2» интервью Богемского с Плачидо.
2)В начале книги «Спрут 3-4»,статья.
3)Статья о СПРУТЕ
1)Комиссар Каттани дает интервью.
Осенью 1986 г. в Москву с группой итал-х артистов для участия в телемосте «Рим и Москва с песней о мире»-совместном концерте во Дворце спорта в Лужниках советских и итал-х артистов,сбор от которого был передан в Советский фонд мира,приехал Микеле Плачидо-новая «звезда» кино и телев-я Италии.Советские зрители уже знали Плачидо по нек-м фильмам(«Народный роман», «Фонтамара», «Человек на коленях»),но поистине широкую известность он получил после показа по нашему телевидению итал-го телес-ла «С.-1»,а затем и «С.-2»,в которых Плачидо создал привлекат-й образ полиц-го комиссара К.К.
В те дни,ещё не предполагая,что скоро выйдет роман М.Н. «Спрут»,написанный по сценарию этого нашумевшего телесериала,-книга,которую мне предстоит переводить на русс.яз.,я дважды встречался с актером,воплотившим ее героя,и Плачидо не спеша и охотно рассказывал мне о «Спруте» и комиссаре Каттани(К.К.).
Вот что он говорил в этих беседах-интервью,которые публиковались в нашей печати.
-Самым большим и приятным сюрпризом для меня в Москве явился успех у советских телезрителей и моя популярность у них.Люди останавливали меня на Красной площади,на улице у гостиницы,здоровались,приветствовали,просили автографы…А какую овацию мне устроили во Дворце спорта,вы видели сами.
-Но мы хотя и знакомы с вами по неск-м ф-м 70-х годов,не знаем даже вашу биографию.Слава к вам пришла после «Спрута»,и в справочниках о вас нет ещё данных.
-Родился я в 1946 г. в небольшом селении в обл. Апулия на юге Италии и 11 лет учился в школе при монастыре,где получил сравнит-но неплохое и строгое образование.Потом,когда был призван в армию,служил в рядах полиции-это весьма пригодилось впоследствие при создании образов и полиц-х и мафиози.3 года учился в Академии драм. искусства в Риме,работу начинал на театр-й сцене.Но успех принес мне дебют на телевидении в телеспектакле «Парень»-это было 1-е прикосновение к теме разоблачения преступной мафии.Ну,живу с женой и дочерью близ Рима,в сельской местности,где природа напоминает родные края.
-А когда произошло сближение с кино?
-В 1974г. Это была комедия режиссера Моничелли,которая шла у вас,-«Народный роман».В ней я играл молоденького полицейского Джованни.Потом было много подобных ролей –простодушных деревенских парней,приехавших в город.Переломным в моей карьере был 79 г.,гогда я получил премию за фильм «Эрнесто» и сыграл главную роль в остросоц-м ф-ме «Фонтамара».(К.Лидзани).
-Каково,на ваш взгляд,ныне положение итал-го полит-го кинематографа-этого передового направления,в активе которого немало весьма знач-х ф-в?
-Сейчас происходит смена поколений,нынешний период я назвал бы переходным.Некоторый спад в итал. кино,в т.ч. и политич-м,отразился и на моей судьбе –трудно было с работой в кино,играл в чисто развлек-х лентах,преимущ-но вновь выступал на театральной сцене.Лучшие традиции итал-го кино,в частности политич-го,продолжает ныне телевидение.Оно вобрало его опыт,худож-е достижения,развивает его не до конца раскрытый идейный и худож-й потенциал.Примером тому-сериалы «Спрут»,имевшие в Италии невиданный успех. «Спрут-1» смотрел 21 миллион зрителей,практически каждый 2-й итал.У нас уже отвыкли видеть такие острые произведения на экране. «Спрут» пробудил общ-е,национальное сознание,пробудил совесть у тысяч людей.
-Как относятся зрители в Италии к созданному вами персонажу? Что касается критики,то мы знаем что вы удостоены за исполнение роли к.К. приза «Серебряный Пегас» как лучший актер телевидения.
-Зрители полюбили К.К.,ибо он –человек,подобного которому нынче не так-то легко сыскать в Италии.Таким,как он-пусть иногда ошибающимся,слишком эмоциональным,но отважным и несгибаемым,кристально честным,-хотели бы стать многие,но это слишком трудно,слишком опасно.Мне тоже было нелегко воплотить этот образ.
-Расскажите о своей работе с режиссером «Спрута-1» Дам.Дамиани,мастером политич-го детектива,широко изв-м в нашей стране.
-Я пришел к нему,наверно,не слишком хорошо подготовленным для роли к.К.От природы я человек мягкий,добродушный,порой флегматичный,и фамилия у меня соответствует моему характеру.(Плачидо-тихий,спокойный).Меня надо было научить людей действия-решительных,смелых,а то и жестких.Дамиани сумел расшевелить меня,порой даже нарочно злил,чуть ли не колотил-сам-то он человек темпераментный,и его «агрессивность» мне очень помогла.Под его руководством мне удалось создать отталкивающие персонажи 2-х мафиози-сицил-го наемного убийцы Платамоне в ф-ме «Человек на коленях» и итало-америк-го гангстера Марио в «Пицца-конекшн»(Связь через пиццерию).А параллельно мы работали над непростым образом комиссара Каттани-человека горячего,экспансивного,доброго душой,которого жестокие обст-ва делают холодным,расчетливым борцом против страшного «спрута»-сращения мафии,коррумпированного чиновничества,мирка грязного бизнеса,связи которого идут за океан.Дамиани постоянно подбадривал меня.Он твердил: «Поверь,я знаю тебя лучше,чем ты сам.Ты справишься,у тебя есть для этого все данные».Впрочем,во 2-й части характер Каттани резко меняется-и этим движением характера,мне кажется,его образ и интересен.2-й сериал,тоже 6-серийный,поставил уже другой режиссер,также известный мастер политич-го кино Фл.Ванчини.Автор же сценария 1-го и последующих «Спрутов» один-это видный итальянский кинодраматург Э.Де Кончини.
-Что же меняет характер,психологию Каттани?
-В борьбе против мафии,ее высоких покровителей и сообщников он приносит в жертву своих друзей,товарищей по работе,собственную дочь,а потом и жену.Чтобы очистить нашу жизнь от коррупции,преступности,наркотиков и прочей скверны,сделать ее чище и лучше ,справедливее и честнее,каждый из нас должен чем-то жертвовать.Каттани мне видится шире,чем просто неподкупный и мужественный страж закона,-он участвует в идущей в мире схватке между добром и злом,в нем самом происходит борьба.Этим он близок персонажам Достоевского-моего любимого(и Депардье тоже) русского писателя.Недаром все время долгих съемок «Спрута» я читал его романы,чтобы поддерживать в себе нужный психологический настрой.Успех «Спрута» во многих странах,а не только в Италии,тоже,по-моему,свидетельство всеобщего,универсального значения поднятых в нем проблем.Нет,нет,это произведение не только об итал-й мафии…
-А «Спрут-3»?
-Этот сериал ставит 3-й итал-й режиссер Л.Перелли.Действие в нем развертывается главным образом в Милане-финансовой,деловой столице Италии.Щупальца «спрута» захватывают и север страны,вслед за Сицилией,Югом и Римом.Первоначально действие «Спрута-3» предполагалось перенести в США,куда ведут нити преступного бизнеса и куда комиссар Каттани отправляется продолжать расследование.Однако было решено место действия ограничить Италией,ибо съемки в Америке могли бы дать повод и возможность амер-му капиталу усилить свое проникновение в систему итал-го кино и телевидения,и так с трудом отстаивающих свою независимость. «Спрут» сохраняет «европейский» характер:в его производство вложили свои капиталы помимо итал-го гос-го телев-я,франц-е и западногерманские компании.
-Что же будет дальше с комиссаром Каттани?
-Не стоит рассказывать,надеюсь,вы посмотрите и 3-го «Спрута»,не то.если знать наперед,будет неинтересно.Скажу только,что мне угрожает уже и 4-й «Спрут»,хотя я пытался давать себе слово не продолжает эту историю-ведь уже есть 19 серий!..Однако я уже сроднился с к.К…
Когда стукнуло 40,актер должен решить:или он остается исполнителем характерных ролей , или должен браться за главные роли.Нельзя же всю жизнь оставаться «молодым актером».Нет сомнения, «Спрут» позволил мне пойти по наиболее престижному(назовем это так) пути.Он придал мне уверенности в себе,показал,что я могу справиться и с такой сложной историей,с такой продолжительной работой…Персонаж этот создал Де Кончини, «крестил» Дамиани,развили Ванчини и Перелли…Но теперь этот персонаж словно начал самостоят-ю жизнь.Некоторые меня предостерегают: теперь я навсегда буду ассоциироваться у зрителей с к.К..А я отвечаю :ну и пусть!Ну и прекрасно!Потому что актер живет в памяти зрителей самое большее в 2-3х ролях за всю свою карьеру.И если память обо мне будет связана со «Спрутом»,я буду очень доволен!
-Последний-традиционный-вопрос:каковы ваши творческие планы?
-На телев-и,как я сказал,продолжение «сериала сериалов»-проект 4-го «Спрута».В кино-приглашение сняться в сатирической антирасисткой комедии реж. Марко Феррери «Ах,какие славные эти белые!».Хочется опять потрудиться в театре,в пьесах моего любимого драматурга Л.Пиранделло.Выйти в своей работе за пределы Италии,сняться у советских режиссера,например ,в роли одного из братьев Карамазовых.Достоевский меня привлекает постоянно…Кино и театр,не говоря уже о телевидении,помогают людям узнать,понять друг друга-этим они равно служат делу мира на Земле.Ведь дом у нас и проблемы-общие.
2)Тоже Богемского:
С телеэкрана-на страницы книги.
История появления романа «Спрут» итал. писателя М.Незе необычна.Мы привыкли к тому,что пьесы,кинофильмы,телесериалы рождаются на основе популярных книг.В данном же случае литер. произведение возникло как романный вариант нашумевшего не только в Италии,но и далеко за её пределами 4-х сериалов(каждый в 6-ти сер-х)((он забыл,что 3-я-7 сер))телевизионного боевика «СПРУТ» по сюжету изв-го кинодраматурга Э.де Кончини.Роман состоит из 2-х книг.Мы предлагаем вниманию читателей 2-ю книгу,содержание которой соответствует не так давно показанным по нашему телевидению телевидению 3-му и 4-му сериалам.
Успех «СПРУТА» на мировом телеэкране(он демонстрировался во многих странах) не только сенсационен,но и поистине феноменален.И на вопрос о причинах такого невиданного успеха,наверно,должны ответить,кроме кино- и телекритиков,и социологи,политологи.Дело явно не только в мастерски закрученном сюжете и привлекательном герое-мужеств. и неподкупном полиц-м комиссаре К.К.,ведущем борьбу не на жизнь,а на смерть с могущественной мафией и её высокими покровителями,и даже не в воплотившем его актере-ныне сказочно популярном М.П.,а в том стремлении искоренить насилие,коррупцию,всяческую скверну из жизни общества,прекратить преступную торговлю наркотиками,оружием,землей под радиактивные отходы,-стремлении,которым объяты честные люди во всем мире.
Несмотря на детективную форму,на увлекательность сюжета-с убийствами,погонями,любовными приключениями(ибо комиссару К. не чуждо ничто человеческое),посыл произведения неизменно серьезен,а фон действия-не только реалистичен,но подчас документально точен. «Спрут» вскрывает сложнейшие механизмы преступных махинаций мафии на всех-вплоть до самых высоких-уровнях,её далеко и высоко идущие связи,в нем речь идет о событиях,которыми полны сегодняшние газеты-тут не только расследования и судебные процессы над мафией,убийства видных чинов прокуратуры и полиции,но и разоблачения связанных с мафией политич-х кругов и деятелей(мы найдем и организацию,весьма напоминающую масонскую ложу «П-2»,желавшую создать теневое правительство,а может,совершить в Италии гос. переворот,и эпизоды,заставляющие вспомнить о похождениях неуловимого Синдоны,о загадочной смерти банкира Кальви и о многих др.,оставшихся до конца не проясненными фактах итал. полит-й жизни последних лет).
Роман дает возможность миллионам телезрителей восстановить и удержать в памяти промелькнувшие на экране события и персонажи,разобраться в довольно сложных хитросплетениях борьбы,которую ведет неутомимый Каттани против всесильного «спрута» коррупции,в стремительных перипетиях действия.Автор-45летний журналист М.Н.,римский корреспондент влиятельной миланской газеты «Коррьере дела сера»,написавший помимо «Спрута»,исследование «Под знаком мафии» и ряд репортажей для ТВ.Незе несколько изменил сценарную первооснову,придал произведению характер литер-го повествования , переставил некоторые акценты,углубил психологические характеристики,больше внимания уделил событиям личной жизни комиссара Каттани.Литер-я ипостась «Спрута» имела такой же успех,как и сериалы-роман переведен на множество языков,писатель удостоен ряда литер-х премий,в т.ч. «За бестселлер 1989 года», «За самую популярную книгу среди итал. Молодежи».
О популярности «Спрута» у нас не приходится говорить.Плачидо был признан самым популярным актером года,о комиссаре Каттани поют с эстрады и магнитофонных кассет(знаю Буйнова песню и все),он,можно сказать,вошел в наш современный фольклор.1-я книга романа «Спрут» разошлась у нас за год более чем миллионным тиражом,стала дефицитом на «черном рынке».И думается,опять-таки дело не только в занимательности.Читатель ищет и находит в романе немало аналогий с ситуациями,знакомыми ему уже и по нашей,а не только итал-й печати,ищет ответы на волнующие его вопросы,пока ещё не нашедшие адекватного и столь доступного массовому читателю освещения в книгах наших писателей.
А «Спрут» тем временем продолжает свою телевизионную жизнь-итальянцы смотрели уже 5-й сериал,насчет 6-го возникли сомнения и вопрос рассматривался даже в итал. Парламенте-уж очень глубоко копают авторы сценария…
А издательство ЭРИ(гос. Итал. Радио-ТВ) уже обещает 3-ю книгу-романную ипостась «Спрута-5».
3) "Спрут" умер... да здравствует "Спрут"!
Недолгая передышка, наступившая после победного шествия по экранам Италии и ещё двадцати стран (в том числе и нашей, успевшей за это время поменять и название, и границы) телесериалов "Спрут", позволила подвести некоторые итоги, задуматься о причинах феноменального успеха этой телеэпопеи. Двадцать четыре серии, добрых тридцать часов экранного времени, ничуть не утомили телезрителей. У нас, правда, не останавливался транспорт и не замирала городская жизнь, как в Италии в часы демонстрации "Спрута", но симптомы глубинного воздействия на массовое сознание налицо: комиссар Каттани вошёл в наш фольклор, став персонажем частушек и анекдотов, героем эстрадных шлягеров и детских песенок (тема, достойная отдельного изучения) В обаятельного Микеле Плачидо влюбились десятки и сотни тысяч девушек; некоторые даже начали - как некогда благодаря Челентано - учить итальянский и создавать кружки поклонниц его таланта.
С лёгкой руки сценариста Эннио де Кончини и мастера детектива режиссёра Дамиано Дамиани (потом их эстафета была подхвачена режиссёром Луиджи Перелли и сценаристами Сандро Петральей и Стефано Рулли) - многоопытнейших кинематографистов, людей твёрдых демократических убеждений, итальянское телевидение создало произведение бесспорно национальное и по форме, и по содержанию, доказав свою конкурентноспособность с американской телепродукцией, угрожающей заполнить итальянский телеэкран. Создатели "Спрута" продемонстрировали высокий профессионализм - и не только режиссёры и сценаристы. Вышедшая также и отдельно на аудиокассетах музыка видного композитора Эннио Морриконе к телесериалу звучит интересным самостоятельным произведением, с увертюрой, лейтмотивом, "ариями" - музыкальными характеристиками персонажей. Помимо увенчанного уймой премий Плачидо, ставшего популярным во всём мире и с трудом "вылезшего" из образа комиссара Каттани, сериалы подарили зрителям ряд других интересных актёрских работ. Особенно запомнились знаменитый француз Франсуа Перье идо того не слишком известный Ремо Джироне - помните патологического злодея, гения коварства и финансов, мастера интриги Тано с его страшным неподвижным взглядом и безукоризненным пробором в чёрных напомаженных волосах? Перед зрителем прошла целая портретная галерея очаровательных женщин - разных возрастов, внешности, характера и темперамента, но одинаково привлекательных (недаром Каттани не мог устоять перед ними), их воплотили - назовём лишь некоторых - Джулиана де Сио, Барбара де Росси, Симона Каваллари, Патриция Милларде, Флоринда Болкан (её роковую графиню Камастру у нас в народе переделали в Канистру).
И всё же успехом "Спрут" обязан прежде всего, как ни скучно это звучит, своей политической и моральной направленности, сокрытому в нём заряду большой очистительной силы, проще говоря, призыву решительно избавиться от произвола мафии, коррупции всех и всяческих властей, от скверны наркобизнеса, торговли оружием и атомной смертью. Именно эти мотивы "Спрута" сделали сериалы близкими зрителям всех стран, придали им поистине универсальное звучание.
Одновременно с телесериалами "Спрут" появлялся и в литературной ипостаси. Редкий случай: по телесериалам (а не наоборот!) написаны романы - уже по три книги, несколько отличаются от телеосновы, но сохраняющие её дух и направленность. Книжная версия также имеет бешеный успех - романы переведены практически на все языки и представляют собой отнюдь не худший образец детективной литературы, неся облечённую в занимательную форму благородную идею борьбы со злом - причём вполне конкретным. И тут успех "Спрута" не обошёл нас стороной - общий тираж книг со "Спрутом" за три года на русском языке составил беспрецедентные цифры - порядка двух миллионов экземпляров. Издание их продолжается по всей территории бывшего Союза.
Итак, немного оглядевший, создатели "Спрута", то есть РАИ-ТВ, резонно решили: прекращать телесериалы нет никакого смысла - пока существует мафия, а в обозримом будущем искоренить её вряд ли удастся, до тех пор должны выходить новые "Спруты". Был снят пятый, а затем и шестой сериалы - по шесть серий каждый, а затем и шестой сериалы - по шесть серий каждый, причём серии более длинные - по полтора часа. Одновременно вышел в свет и третий роман "Спрут-5".
Создание пятого и шестого сериалов натолкнулось, однако, на серьёзное сопротивление. Кое-кто в Италии полагал, что авторы копнули слишком глубоко - или вернее замахиваются слишком высоко. Возникали нежелательные аналогии, аллюзии - в персонажах "Спрута" не так трудно узнать некоторых высокопоставленных деятелей или, во всяком случае, некий их обобщённый образ. Дело не раз доходило до парламента, где боящиеся телевизионных разоблачений депутаты призывали "не выносить сор из избы", не позориться на весь мир и так далее.
Но газетные сообщения о подлинных событиях сдвинули застрявшую было работу над сериалами с мёртвой точки. Взрыв всеобщего возмущения дерзкими преступлениями мафии - убийством подряд двух руководителей комиссии по борьбе с мафией, судьей Джованни Фальконе и Паоло Борселлино - послужил началом широкой кампании по борьбе с мафией. В Италии создалась атмосфера нетерпимости не только к мафиозным структурам, но и к коррумпированным представителям властей и политических партий. Восторжествовал лозунг "Чистые руки!" (Мани пулине!", переделанный острословами в "мани пуните" ("наказанные руки") - действительно, наручники защёлкнулись на руках сотен мафиози, коррумпированных дельцов, политиканов, государственных и муниципальных чиновников. Ушло в отставку правительство, в результате референдума изменена избирательная система, что поможет оздоровить политическую жизнь.
"Спрут" доказал не только свою актуальность, но во многом и предвосхитил газетные сообщения. В пятом телесериале - финансовые махинации международных банков, правительственные подряды на крупное строительство с целью отмывания мафиозных денег, торговля наркотиками и оружием, продажа заповедных уголков Италии под захоронение атомных отходов... В шестом - на центральное место выходит торговля оружием и наркотиками, поступающими из Восточной Европы, место действия смещается из Сицилии в Прагу. в дебри Африки, где укрылся Тано, продолжающий плести свои дьявольские интриги. А герои, к и в жизни, - скромные, рядовые служители закона - судья Сильвия Конти, одержимая желанием поквитаться с убийцами Каттани, и её новый союзник - Давиде Ликата, бывший полицейский, у которого свой давний счёт к мафии.
Образ судьи Сильвии - очень современный и нетрафаретный - создаёт французская актриса Патриция Милларде, с успехом работающая в Италии - в кино, театре, на телевидении. Её Сильвия Конти не слишком юная, одинокая "деловая женщина", для которой выше всего долг и работа. Вместе с тем она очень женственна, привлекательна, способна на сильные чувства. Сильвия свято хранит память о комиссаре, но со временем позволяет занять его место в своём сердце такому же одинокому и смелому человеку, как она сама, - Давиде Ликате.
Ликату играет известный пятидесятилетний актёр Витторио Меззоджорно. Он совсем не похож на мягкого, даже сентиментального в душе красавчика Каттани - Плачидо. Некрасивый, но мужественный, быстрый и решительный, этот зеленоглазый седоватый мужчина чем-то неуловимо напоминает героев Бельмондо.
Пятый сериал имел столь же большой успех, как и первые четыре, как и первые четыре. Шестой - несколько меньший; это объясняют тем, что итальянские зрители не любят, когда дело происходит где-то не в Италии. Поэтому решено: седьмой "Спрут" будет возвращён на родную Сицилию.
Г.Богемский «Экран».
Недолгая передышка, наступившая после победного шествия по экранам Италии и ещё двадцати стран (в том числе и нашей, успевшей за это время поменять и название, и границы) телесериалов "Спрут", позволила подвести некоторые итоги, задуматься о причинах феноменального успеха этой телеэпопеи. Двадцать четыре серии, добрых тридцать часов экранного времени, ничуть не утомили телезрителей. У нас, правда, не останавливался транспорт и не замирала городская жизнь, как в Италии в часы демонстрации "Спрута", но симптомы глубинного воздействия на массовое сознание налицо: комиссар Каттани вошёл в наш фольклор, став персонажем частушек и анекдотов, героем эстрадных шлягеров и детских песенок (тема, достойная отдельного изучения) В обаятельного Микеле Плачидо влюбились десятки и сотни тысяч девушек; некоторые даже начали - как некогда благодаря Челентано - учить итальянский и создавать кружки поклонниц его таланта.
С лёгкой руки сценариста Эннио де Кончини и мастера детектива режиссёра Дамиано Дамиани (потом их эстафета была подхвачена режиссёром Луиджи Перелли и сценаристами Сандро Петральей и Стефано Рулли) - многоопытнейших кинематографистов, людей твёрдых демократических убеждений, итальянское телевидение создало произведение бесспорно национальное и по форме, и по содержанию, доказав свою конкурентноспособность с американской телепродукцией, угрожающей заполнить итальянский телеэкран. Создатели "Спрута" продемонстрировали высокий профессионализм - и не только режиссёры и сценаристы. Вышедшая также и отдельно на аудиокассетах музыка видного композитора Эннио Морриконе к телесериалу звучит интересным самостоятельным произведением, с увертюрой, лейтмотивом, "ариями" - музыкальными характеристиками персонажей. Помимо увенчанного уймой премий Плачидо, ставшего популярным во всём мире и с трудом "вылезшего" из образа комиссара Каттани, сериалы подарили зрителям ряд других интересных актёрских работ. Особенно запомнились знаменитый француз Франсуа Перье идо того не слишком известный Ремо Джироне - помните патологического злодея, гения коварства и финансов, мастера интриги Тано с его страшным неподвижным взглядом и безукоризненным пробором в чёрных напомаженных волосах? Перед зрителем прошла целая портретная галерея очаровательных женщин - разных возрастов, внешности, характера и темперамента, но одинаково привлекательных (недаром Каттани не мог устоять перед ними), их воплотили - назовём лишь некоторых - Джулиана де Сио, Барбара де Росси, Симона Каваллари, Патриция Милларде, Флоринда Болкан (её роковую графиню Камастру у нас в народе переделали в Канистру).
И всё же успехом "Спрут" обязан прежде всего, как ни скучно это звучит, своей политической и моральной направленности, сокрытому в нём заряду большой очистительной силы, проще говоря, призыву решительно избавиться от произвола мафии, коррупции всех и всяческих властей, от скверны наркобизнеса, торговли оружием и атомной смертью. Именно эти мотивы "Спрута" сделали сериалы близкими зрителям всех стран, придали им поистине универсальное звучание.
Одновременно с телесериалами "Спрут" появлялся и в литературной ипостаси. Редкий случай: по телесериалам (а не наоборот!) написаны романы - уже по три книги, несколько отличаются от телеосновы, но сохраняющие её дух и направленность. Книжная версия также имеет бешеный успех - романы переведены практически на все языки и представляют собой отнюдь не худший образец детективной литературы, неся облечённую в занимательную форму благородную идею борьбы со злом - причём вполне конкретным. И тут успех "Спрута" не обошёл нас стороной - общий тираж книг со "Спрутом" за три года на русском языке составил беспрецедентные цифры - порядка двух миллионов экземпляров. Издание их продолжается по всей территории бывшего Союза.
Итак, немного оглядевший, создатели "Спрута", то есть РАИ-ТВ, резонно решили: прекращать телесериалы нет никакого смысла - пока существует мафия, а в обозримом будущем искоренить её вряд ли удастся, до тех пор должны выходить новые "Спруты". Был снят пятый, а затем и шестой сериалы - по шесть серий каждый, а затем и шестой сериалы - по шесть серий каждый, причём серии более длинные - по полтора часа. Одновременно вышел в свет и третий роман "Спрут-5".
Создание пятого и шестого сериалов натолкнулось, однако, на серьёзное сопротивление. Кое-кто в Италии полагал, что авторы копнули слишком глубоко - или вернее замахиваются слишком высоко. Возникали нежелательные аналогии, аллюзии - в персонажах "Спрута" не так трудно узнать некоторых высокопоставленных деятелей или, во всяком случае, некий их обобщённый образ. Дело не раз доходило до парламента, где боящиеся телевизионных разоблачений депутаты призывали "не выносить сор из избы", не позориться на весь мир и так далее.
Но газетные сообщения о подлинных событиях сдвинули застрявшую было работу над сериалами с мёртвой точки. Взрыв всеобщего возмущения дерзкими преступлениями мафии - убийством подряд двух руководителей комиссии по борьбе с мафией, судьей Джованни Фальконе и Паоло Борселлино - послужил началом широкой кампании по борьбе с мафией. В Италии создалась атмосфера нетерпимости не только к мафиозным структурам, но и к коррумпированным представителям властей и политических партий. Восторжествовал лозунг "Чистые руки!" (Мани пулине!", переделанный острословами в "мани пуните" ("наказанные руки") - действительно, наручники защёлкнулись на руках сотен мафиози, коррумпированных дельцов, политиканов, государственных и муниципальных чиновников. Ушло в отставку правительство, в результате референдума изменена избирательная система, что поможет оздоровить политическую жизнь.
"Спрут" доказал не только свою актуальность, но во многом и предвосхитил газетные сообщения. В пятом телесериале - финансовые махинации международных банков, правительственные подряды на крупное строительство с целью отмывания мафиозных денег, торговля наркотиками и оружием, продажа заповедных уголков Италии под захоронение атомных отходов... В шестом - на центральное место выходит торговля оружием и наркотиками, поступающими из Восточной Европы, место действия смещается из Сицилии в Прагу. в дебри Африки, где укрылся Тано, продолжающий плести свои дьявольские интриги. А герои, к и в жизни, - скромные, рядовые служители закона - судья Сильвия Конти, одержимая желанием поквитаться с убийцами Каттани, и её новый союзник - Давиде Ликата, бывший полицейский, у которого свой давний счёт к мафии.
Образ судьи Сильвии - очень современный и нетрафаретный - создаёт французская актриса Патриция Милларде, с успехом работающая в Италии - в кино, театре, на телевидении. Её Сильвия Конти не слишком юная, одинокая "деловая женщина", для которой выше всего долг и работа. Вместе с тем она очень женственна, привлекательна, способна на сильные чувства. Сильвия свято хранит память о комиссаре, но со временем позволяет занять его место в своём сердце такому же одинокому и смелому человеку, как она сама, - Давиде Ликате.
Ликату играет известный пятидесятилетний актёр Витторио Меззоджорно. Он совсем не похож на мягкого, даже сентиментального в душе красавчика Каттани - Плачидо. Некрасивый, но мужественный, быстрый и решительный, этот зеленоглазый седоватый мужчина чем-то неуловимо напоминает героев Бельмондо.
Пятый сериал имел столь же большой успех, как и первые четыре, как и первые четыре. Шестой - несколько меньший; это объясняют тем, что итальянские зрители не любят, когда дело происходит где-то не в Италии. Поэтому решено: седьмой "Спрут" будет возвращён на родную Сицилию.
Г.Богемский «Экран».
eda-88, только не говори, что ты это вручную набирал...
По-моему, тему уже пора переименовать, если сюда выкладываются все материалы о "Спруте".
По-моему, тему уже пора переименовать, если сюда выкладываются все материалы о "Спруте".
Похожие темы
-
DVD-рекордеры приходят на смену VHS-видеомагнитофонам
как это работает
Автор Teleman, 12 Янв 2008, 22:14
В: КЛУБЫ ТЕЛЕСЕРИАЛ.COM → Мастерская- 32 Ответов
- 10674 Просмотров
- Геодезист
- 18 Янв 2008, 02:56
1 посетитель читает эту тему: 0 участников и 1 гость