TV sorrisi e canzoni № 34, 1996.
Плачидо восстал.
Пока RAIUNO повторяет сагу «Спрут», в Болгарии снимают историю гражданина о борьбе против рэкета вымогательства.
София. Вдоль бульвара Генерала Столетова ограждающая стена и двойные электрические ворота отделяют Центральную тюрьму от остальной части болгарской столицы. На углу стены из башни наблюдает охранник за скудным движением на улице, оживляется прежде всего проездом длинного и потрёпанного троллейбуса № 5, направляющегося в центр города. Внутри тюрьмы, в кабинете, предназначенного для опознания новых заключённых, заключённый сдаёт охраннику свои личные вещи. Между двумя немного слов и много жестов, в напряжённой атмосфере, пока заключённый не обращается к человеку в погонах, едва намекая на просьбу... «Стоооп», - кричит Луиджи Перелли, обращается к Плачидо. «Микеле, должен чувствовать унижение, которое испытываешь. Здесь должно быть вложено немного человечности. Пропусти унижение, иначе получится обычная сцена, а нам ни к чему. Начнём сначала».
Идёт съёмка драматической сцены «Восставший гражданин», шестисерийного телефильма, который RAIDUE покажет весной или, вероятно, осенью 1997 года. История, вкратце, рассказывает о восставшем Гуидо Джирозе, почти обычном гражданине (управляет рестораном с женой), против рэкета вымогательства, которое приходит с тяжестью насилия в тихую Бьеллу, до этого момента почти счастливый остров в море преступности. «Эта нить, которая связывает шесть серий», - объясняет Луиджи Перелли, режиссёр из Специи, за плечами пять из семи «Спрутов». «Но событий, которые рассказываем в этом телефильме будет много. С другой стороны, девять часов на телевидении эквивалентны большому роману, и, как со "Спрутом", пытаемся рассказать истории обычных людей. Надеемся, что зрители смогут узнать себя в персонажах, зная очевидно, что являются свидетелями смеси, которая включает в себя часть "выдумки" и реальности». Среди главных героев, Микеле Плачидо, в роли Джирозе, Адриано Паппалардо, Фиоренца Маркеджани, Массимо Бонетти, Джузи Катальдо, Франко Интерленги и Стефан Данаилов.
Сила вымысла. Внутри маленькой комнаты, где готовятся повторить сцену, всё идеально: охранник в своей синей форме, достаточно потрёпанная мебель, облупленные стены. Похоже на съёмочную площадку, так и есть, вымысел почти заставляет забыть, что находятся в настоящей тюрьме. За пределами комнаты сразу за коридором (место, отведённое съёмочной группе), жизнь, отмеченная хлопаньем железных ворот, продолжает течь в Центральной тюрьме Софии.
За 5000 долларов, чуть более 7 с половиной миллионов лир, пенитенциарное учреждение «открыло» свои двери для производства на пять дней, предоставив съёмочной группе свою архитектуру, полностью похожую на наши тюрьмы, такие как Реджина Коэли и Сан Витторио, и, в особенности, места томления, где живут тысячи заключённых, в том числе несколько итальянцев и, согласно последнему отчёту Amnesty International, 14 приговорённых к смертной казни, (в Болгарии смертная казнь была приостановлена с '90, но уже много прошений вернуть деятельность палачей).
«Тюрьма», - рассказывает Плачидо, - «ужасна везде. Присутствие приговорённых к смерти является причиной для дополнительной тревоги, но несомненно, что для актёра среда является решающей в стимулировании игры». И вспоминает множество фильмов, сыгранных в итальянских тюрьмах («Уже снято почти всё»). Перелли даже завсегдатай тюрьмы в Софии, где снял несколько сцен «Спрута 7».
Не только болгарская тюрьма. Помимо некоторых сцен, снятых в Италии, большая часть съёмок была реализована в Болгарии, где съёмочная группа находится с 10 июня. Уникальный выбор для истории происходящей полностью в Италии. Основной, конечно, экономические причины: «Соотношение затрат между нашей страной и здесь», - говоря нам о производстве, - «10 к одному». В общем, более 12 миллиардов лир, столько стоит «Восставший гражданин», не хватило бы в Италии, наняли 45 болгарских техников, которые дополняют итальянскую съёмочную группу, сорок актёров, которые были нужны для второстепенных ролей, больше 2500 статистов. Перелли, помимо экономической мотивации также защищает выбор с художественной точки зрения: «Есть большой профессионализм. Выдающиеся актёры для значительных ролей, но также великолепные лица для второстепенных ролей. К сожалению, альтернативы нет: если не хотим отказываться от зрелищных ценностей, это единственный способ, который есть».
Бывает так, что в роли пекаря, 30 секунд на площадке и две реплики, есть Шипов Наум, актёр с 30-летним театральным стажем. С другой стороны, когда врач зарабатывает 50 долларов в месяц, правительство торжествующе объявляет, что минимальные пенсии вырастут с 28 до 35 000 лир, а инфляция бежит в темпе 30% в месяц, работа для итальянского производства эквивалентна сегодня в Болгарии, маленькое чудо.
Говорит главный герой
Моя жизнь «против»
11 марта 1984 года телевидение Италии познакомилось с комиссаром Каттани и со «Спрутом». С тех пор прошло 12 лет, и Микеле Плачидо вернулся, на этот раз в роли гражданина Гуидо Джерозы, снова противостоит преступной организации.
Плачидо, что разделяет и что общего у Каттани и Джерозы?
«У двух персонажей только внешность разная. Конечно, действуют в разных средах: Каттани в Палермо, Джироза в Бьелле. Но кроме этого, два итальянца, которые сталкиваются с одним и тем же врагом, злом».
С «Восставшим гражданином» возвращаетесь на телевидение спустя четыре года...
«Если честно, больше не хотел заниматься телевидением. Есть ажиотаж на маленьком экране, но я могу позволить себе пойти против тренда, посвятив кино и театру. Возвращение почти принудительное, но меня убедило присутствие авторитетного Луиджи Перелли, режиссёра, с которым уже работал в "Спруте". Вместе мы как кот и лиса».
Не будет также немного разочарованием по результатам последнего сериала, в котором были главным героем?
«Да, верно, но разочарование от "Сенсации", телефильм RAIDUE, убедил меня в одном: если придётся заниматься телевидением, то должно быть на высочайшем уровне. Иначе обойдусь без него».
Сценарий возлагает играть обнажённым. Не смущает в 50 лет?
«Была сцена, которую Перелли урезал. Я хотел заснять: тюрьма унизительна, но необходимость раздеваться для тщательного осмотра ещё больше. Никакого смущения для меня. Имеются физические недостатки 50-летнего мужчины. Делают моего персонажа ещё ближе к итальянцам».
Будущие проекты?
«Работать меньше, цель, которую надеюсь достигнуть в течение пары лет, и посвятить только режиссуре. В сентябре вернусь в театр, в Милан со спектаклем "Вид с моста". Потом возглавлю "Банду", фильм, действие происходит в Италии 50-х годов, над сценарием которого работает Доменико Старноне. Весной другая режиссура: действие происходит на Сицилии в 1900 году. Никакой мафии, только любовь и эротизм».