Vикторина (Среда, 10 мая 2023, 19:55:33) писал:
В результате отец застрелился. Тот, кто воспитал.
Савва не застрелился.
Что это было:
В молодости Витанов, военный, принимал участие в Февральском восстании против регентства. Как капитан Иванов из «Одиссеи в Делиормане». И так же, как капитану, ему пришлось скрываться и бежать. Друг Витанова, помещик Савва Попович, укрыл беглеца в своей усадьбе на берегу Дуная, на границе.
В последний день пребывания Витанова в усадьбе Савва отправился организовывать побег, искать проводников и отводить глаза пограничникам. А его жена и Витанов удовлетворили свою пламенную страсть, которой воспылали друг к другу. Ночью Савва благополучно переправил Витанова через границу.
У жены Саввы Бистры уже двадцать с лишним лет очень расстроены нервы, она боится прошлого и её страшит старый, уже разрушенный дом. Савва думает, что всё это потому, что его арестовали в этом доме в ту ночь, когда он вернулся домой после спасения Витанова.
Через несколько лет болгарское правительство амнистировало мятежников. Витанов не только благополучно вернулся на родину, но и продолжил службу и успешную карьеру. И во время служебной командировки с целью инспекции местного гарнизона явился к Поповичам с визитом.
Разговор о прошлом:
Бистра. Я ненавижу прошлое.
Попович. Она такая чувствительная, не может забыть те времена и до сих пор не оправилась от потрясения… Но даже если бы я заранее знал о последствиях, я бы все равно сделал всё то, что сделал тогда.
Витанов. Тебя гоняли по тюрьмам и так варварски истязали за то, что ты помог мне бежать за границу — о-о!..
Попович. (с добродушным смехом).
Всё было не так уж страшно, уверяю тебя. Между прочим, размышляя в тех особых обстоятельствах, я смог прийти к некоторым очень ценным выводам.
Витанов. Я не такой толстовец, как ты.
Попович. Ах, нет! Я вырос в Бессарабии, учился в России, много идей вынес оттуда... но я не толстовец. Я стараюсь просто быть человеком, жить в добре. Чтобы жить в добре, надо познать правду в себе и в других... А это значит – разгадать великую тайну: не как «не противиться злу», а как относиться к людям по-человечески.
Витанов. Неужели ты научился этому под старым дубом! (есть в имении такой старый дуб, под которым Савва в трудные моменты жизни размышляет, чтобы познать самого себя, – но это в пьесе. В фильме для этого у Саввы есть оранжерея.)
Попович. Там, там... Там человек может многому научиться. Например – найти скрытый смысл своего стремления к совершенству. То есть – как обрести тот ясный покой, благодаря которому человек может чувствовать себя счастливым. Быть счастливым — это талант, который развивается практикой.
Затем полковник и Бистра уединяются в старом разрушенном доме и выясняют отношения. Этот разговор и слышит Данаил. После этого в бурной сцене мать сообщает сыну, кто его биологический родитель. Савва выходит на шум и узнаёт от сына, что он ему не отец. Любимая жена подтверждает это.
Савва отказывается верить, но Бистра ему объясняет, что всегда любила полковника, а с ним, Саввой, – это совсем другое.
- Я просто твоя жена, и ничего больше. Никакой любви.
На вопрос мужа, почему она никогда ему об этом не говорила, отвечает, что это бессмысленно – он ведь слышит только собственный голос. Как раз перед этой сценой Савва сам себе читал вслух из "Цветов зла" Бодлера.
- Что ты мне дал? Оранжерею с цветочками? Богатый дом? Свою высшую гармонию, да?
Всё это для Бистры не имеет никакого значения. У неё никакой жизни и не было, и нет. Каждый день одно и то же. Монотонное существование, неотличимое от смерти. И его Толстого она ненавидит…
Потрясённый Савва уходит от жены вверх по лестнице, а она вслед ему кричит, что ненавидит его. И обвиняет в жестокости.
Савва приходит к сыну. Уводит его в оранжерею. Пытается ему объяснить то, что думает и чувствует.
Потом говорит об этих двоих:
- Я понимаю, бывают такие моменты… она и он совершили этот грех…
А сын:
- Я убью его!
- Убьёшь?!
- Я убью его, чтобы отомстить за тебя!
И тут Савва видит, чей это сын.
- Да… ты оскалил зубы, как волк. Как тот старый волк! Уйди! Уйди!
И бьёт, чтобы прогнать. Но не своего сына, а старого волка, носителя зла, которое Савва не приемлет.
А потом разбивает в кровь свою наносившую удары руку об оранжерейное стекло, потому что:
- Рука всегда должна следовать за разумом… а если она этого не делает, мы обязаны ей напомнить…
Утром приехал полковник. Поговорить с Данаилом. Савва разрешил.
Данаил – Витанову.
- Я к Вам ничего не чувствую, господин полковник. … С богом!
У Саввы вздох облегчения. Но Данаил вещи уже собрал.
- Надеюсь, что когда-нибудь ты меня поймёшь. Прощай, папа.
Уехал.
Савва – Ольге:
- Это не страшно, девочка моя. Страшно, когда ты один. А нас двое. Сейчас будем пить чай и слушать музыку. А потом пойдём в оранжерею и посмотрим на цветы.
Пошёл самовар ставить. А Ольга, в чём была, – на лошадь без седла и за Данаилом следом.
Жена ещё ночью усвистала к полковнику. За своей «настоящей» жизнью, без Толстого и Бодлера, без цветочков и гармонии.
Савва в оранжерее с револьвером у виска.
Но он отводит дуло и стреляет не в себя, а в своё отражение в воде.
Всю обойму расстреливает.
Савва не убьёт себя, а пройдёт через то, что выпало ему на долю. Всё вынесет.
Потому что убивать людей нельзя. А ещё потому, что, как он сам сказал «другу»-полковнику:
- Человек рождается не для собственного удовольствия, а для чего-то высшего.
Для высшей гармонии.
Сообщение отредактировал Galeena: Понедельник, 05 июня 2023, 00:51:37