А здесь «Венеция весной...».
В Москве прошел фестиваль итальянского кино «Венеция – Москва».
Шесть итальянских картин, премьеры которых состоялись в минувшем сентябре на 66-м Венецианском кинофестивале, в Москве представил сам Марко Мюллер, директор Мостры, один из самых влиятельных деятелей кинематографа Европы. Он возглавлял фестивали в Роттердаме и Локарно, а с 2004 года заведует Мострой. На «Кинотавре» г-ну Мюллеру был вручен специальный приз «За пропаганду российского кино» как устроителю ретроспектив советских и российских фильмов.
В своих выступлениях Марко Мюллер напомнил о фильмах «Подсолнухи» Витторио де Сики и «Они шли на Восток» Джузеппе де Сантиса, снятых в России, о рязановских «Приключениях итальянцев в России» с Нинетто Даволи в главной роли, о «Красной палатке» Михаила Калатозова, спродюсированной итальянцами. «Все это пример никогда не прекращавшегося сотрудничества и партнерства, – сказал Марко Мюллер на открытии фестиваля. – И чтобы подчеркнуть это, мы выбрали фильмы, подтверждающие связь кинематографий и культур России и Италии».
На открытии и закрытии фестиваля, который прошел при поддержке посольства Италии в России, итальянского Института культуры и Биеннале Ди Венеция, были показаны картины, героями которых бурно переживалась коммунистическая идея. Фильмы совершенно разные по широте охвата событий и манере подачи материала, но потрясающие искренностью. «Баария» Джузеппе Торнаторе, лауреата Московского кинофестиваля за «Незнакомку» (с Ксенией Раппопорт в главной роли), во многом автобиографичная лента, рассказывающая о жизни семьи в Палермо на протяжении 30–80-х годов. Зарождение фашизма, голод, война – через все это проходит главный герой, взрослеющий на наших глазах. Две страсти с равной силой владеют им – огромная любовь к жене и преданность идеалам коммунизма. И только любовь поможет ему пережить крушение величайшей из утопий, владевшей и нашими умами на протяжении десятилетий.
Юная коммунистка в «Космонавтке», фильме дебютантки Сюзанны Никкьярелли, разочароваться не успевает еще ни в чем. С замиранием сердца следит она за полетом Юрия Гагарина, переживая настоящее «предчувствие Космоса», и это событие становится для нее в один ряд с первыми слезами любви. И это так трогает, что полвека спустя в Италии, где хватает своих проблем, для молодого режиссера становится актуальным советский сюжет из 1961 года, когда весь мир неистовствовал от осознания мысли, что человек преодолел земное притяжение.
«Русский след» находился в каждом фильме. В криминально-психологической драме «Двойное время» (дебют Джузеппе Капотонди), исследующей потаенные лабиринты человеческой души, в главной роли снялась Ксения Раппопорт, получившая за нее Кубок Вольпи в сентябре. Во многом автобиографическую «Великую мечту» Микеле Плачидо, возлюбленного советскими зрительницами комиссара Каттани из популярного сериала «Спрут», смотреть шли тоже как режиссерскую работу «своего», «нашего» человека. Документальную ленту «Розовая пустыня» – об истоках эмоций в фотоработах Луиджи Гири – Элизабетта Сгарби сняла по сценарию Александра Сокурова. Российский режиссер и прокомментировал в фильме образы «дома времен года» известного фотографа.
А дебют Валерио Миели «Десять зим», в кои-то веки появившийся российско-итальянский проект, стал сюрпризом для зрителей. Любовную драму, растянувшуюся на десять лет, герои переживают в Венеции и Москве. И что забавно – чем прекрасней и романтичней предстает на экране морозная московская зима, тем обыденней и серей – волшебная в нашем восприятии Венеция. Вот такой оптический обман, а может, ирония судьбы.
В кинотеатре «Пионер» в честь 65-летия Победы показали фильм Александра Сокурова «Читаем блокадную книгу», режиссер представил его вместе с Марко Мюллером. В рамках фестиваля была открыта выставка «Итальянское кино. В кадре и за кадром», в киноклубе «СИНЕ ФАНТОМ» состоялся мастер-класс Марко Мюллера «Итальянское кино от классиков до сегодня».
Организаторы фестиваля не раз подчеркивали, что если фестиваль увенчается успехом, он станет ежегодным. Как и ожидалось, формула с «если…» изначально была неуместна.