Глава 3
Лос-Анджелес
Макс Бергер не снимал комедии. Не занимался постановкой слезливых мелодрам с хорошим концом. Он экранизировал классические произведения, считая, что только они могут заставить зрителя задуматься, а не праздно проводить время со стаканом попкорна в руках. Премьера «Титана» по роману Драйзера, принесла ему известность. О сыне немецкого эмигранта заговорили все. Кто-то ругал его педантизм, кто-то хвалил за умение ухватить суть, и заставить актеров жить на экране. Бергер одинаково игнорировал похвалы и критику. Он хотел работать и создавать шедевры. В ход шло все, от кнута до пряника. Актеры не желали плясать под дудку «высокомерного бюргера», но вдохновленные кассовыми сборами продюсеры уговаривали их прогибаться под крутой нрав гения. Гонорары росли, росли и прибыли с проката картин. «Кошка на раскаленной крыше», «Наш общий друг», «Над пропастью во ржи», «Сайлес Манер». И вот теперь рука творящего коснулась Оскара Уальда. «Веер леди Уиндермир». Бергер рисовал себе радужные картины заполненных залов, разноцветные горящие афиши, с которых смотрела она. Его божественная миссис Эрлин. Загадка, очарование, мечта. Лицо всегда осталось в тумане, но Бергер знал, что отыщет ее, чего бы, это не стоило. Пробы приносили только разочарование. Он безжалостно отсеивал всех кандидаток. И уже почти потерял надежду, когда звонок из Германии нарушил всего его планы. Серьезно заболел брат отца, и Макс вылетел в Бонн. Искать актрису было поручено его ассистенту. Еще до возвращения Бергера, Дэвид Кроули пригласил Софию Локридж пройти пробы.
***
- Это никуда не годиться! – Бергер снял очки, и зевнул. – Сплошное жеманство, и ни грамма истинных чувств! Это не моя Маргарет!
- Дай ей шанс, Макс, - Дэвид выключил проектор и сел рядом с боссом. – Это необыкновенная женщина, поверь мене. То что мы искали! Эти глаза…подумай, Макс!
- Мне нечего думать. Холодная, жеманная кукла, каких много. И наверняка, капризная. Моя миссис Эрлин – другая. Живая, чувственная, порочная, великодушная и растоптанная. А эта женщина – пустышка, каких тысячи! Скажи что мы не нуждаемся в ее услугах. – Бергер углубился в книгу.
- Ну, хватит! – взорвался Дэвид. – Я устал от твоих капризов! Пустышка, каких тысячи! Ты видел ее, ты говорил с ней?! Несколько метров пленки, и ты готов вынести приговор, не зная человека!
- Хорошо, - усмехнулся Бергер. – Я лично укажу ей на дверь, что бы у тебя не было повода упрекать меня в отсутствии элементарных манер. Твоя София услышит мой публичный отказ, - он встал со стула и направился к двери.
- Моя София, - пробурчал Дэвид себе под нос. – Ему сорок лет, а ведет себя как дитя малое!
***
София присела на стул и попыталась успокоиться. Но сердце предательски стучало, а руки дрожали. Часы показывали полдень. Бергер приехал на студию, и даже не изъявил желания видеть ее. Что это значит? Отказ?! Съемки картины остановили на месяц, потому что без Бергера тут никто не смеет и шагу ступить. София успела увидеть часть отснятого материала, который любезно показал ей Дэвид, умоляя не выдавать его. Это было так волнующе и заманчиво, она хотела получить роль, но боялась, что условия работы не позволят ей видеть Лайонелла, как минимум, полгода. Она не будет слышать ворчания Минкс, счастливого смеха Ив и Делии, восторженных рассказов Артура о сокровищах майя. О господи, она просто сойдет с ума без объятий и поцелуев Локриджа! Никаких выходных, ни минуты свободного времени! Бергер – тиран. До нее и раньше доходили слухи о его крутом нраве, но сейчас перспектива работы с таким человеком немного пугала ее. Отказ – это к лучшему! Скоро вернется Лайонелл, и все они соберутся дома. Как раньше…
- Значит, я вправе считать вас тем, что вы есть, - ничтожной, порочной женщиной. Я вправе запретить вам переступать порог этого дома, запретить всякие попытки сблизиться с моей женой! – Резкий, возмущенный голос заставил ее вздрогнуть. София обернулась. В дверях стоял высокий худощавый мужчина. Пронзительный взгляд его карих глаз был полон ледяного презрения.
- Простите? – она недоуменно посмотрела на него, пытаясь понять, что происходит.
- Вы не имеете права называть ее дочерью. Вы ее покинули, бросили ее малым ребенком, бросили ради любовника, который в свою очередь бросил вас! – Мужчина широко улыбнулся, облокотившись на дверь.
Сумасшедший? - мелькнуло в голове у Софии. – О, нет…это…сам Бергер!
- Ну, с вами я не намерен церемониться. Я вижу вас насквозь! – Макс явно был доволен собой. Миссис Локридж не знала текста пьесы, и не поняла его игры. Сейчас она убежит отсюда… - Двадцать лет вы жили без своей дочери, ни разу о ней не вспомнили. В один прекрасный день вы узнали из газет, что она вышла за богатого человека. Вы усмотрели в этом возможность для своих махинаций. Вы знали, что я пойду на все, лишь бы избавить ее от позора, лишь бы она не узнала, какая у нее мать. И вы принялись меня шантажировать. – Бергер любовался ее растерянным взглядом. Теперь Дэвид не скажет, что он несправедливое чудовище. – Зачем вы сюда приехали, с какой целью?! – Он вышел из роли лорда Уидермира. – Это не ваша роль, и я не сожалею об этом, миссис Локридж! Мне нужно, то что Вы не сможете изобразить, как бы не старались, - Макс открыто хамил, не секунды не жалея об этом. – Маргарет – сама жизнь, она совершенство, то чего не многим женщинам удавалось достигнуть. И вы – не она! Он уже повернулся, что бы выйти из комнаты, как вдруг…
- О, не бойтесь, я не намерена разыгрывать трогательную сцену, рыдать у нее на груди и рассказывать, кто я такая. Роль матери меня не прельщает. Всего раз в жизни я испытала материнские чувства. Вчера. Это страшные чувства. Мне было больно... невыносимо больно. – Макс замер при первых звуках ее голоса. Он медленно обернулся. София наблюдала за тем как меняется выражение его лица, от удивленного, до крайне заинтересованного, и поняла что она на верном пути:
- Вы правильно сказали - двадцать лет я жила как бездетная женщина. И дальше хочу жить так же. К тому же, посудите сами, Уиндермир, куда это годится, я - и вдруг мать взрослой дочери! Маргарет двадцать один год, а я даю понять, что мне не больше двадцати девяти - от силы тридцать. Двадцать девять, когда лампы под розовыми абажурами, тридцать в остальных случаях. Так что видите, какие тут возникли бы затруднения. Нет, я не помешаю вашей жене хранить в памяти образ безгрешной матери, покинувшей этот мир. Зачем мне лишать ее иллюзий? Мне и свои-то, оказывается, нелегко сберечь. Одной иллюзии я лишилась вчера. Я думала, что у меня нет сердца, а оказывается - есть. Но сердце мне ни к чему, Уиндермир. Как-то оно не вяжется с модными туалетами. Оно старит.
- Вы отвратительны. Просто отвратительны. – Бергер боялся поверить собственным ушам. Неужели?! Нет, это просто невероятно…
- Вам, Уиндермир, вероятно хотелось бы, чтобы я ушла в монастырь либо стала сестрой милосердия - словом, поступила бы как героини дурацких современных романов. Это неумно, Артур. В жизни мы так не поступаем... во всяком случае если еще не растеряли свою красоту. Нет, в наше время утешаются не раскаянием, а удовольствиями. Раскаяние вышло из моды. Да к тому же, если женщина искренне раскаивается, она вынуждена шить у скверной портнихи, иначе никто ей не поверит. А на такой шаг меня ничто не подвигнет. Нет. Я окончательно уйду из вашей с Маргарет жизни. Знакомство с вами было ошибкой, вчера я в этом убедилась.
- Знакомство со мной принесет Вам мировое признание, миссис Локридж, если вы готовы работать двадцать четыре часа в сутки, и забыть о том кто вы такая! – торжественно произнес Макс.
«Весьма напыщенный индюк», - подумала София, но мило улыбнулась:
- Вы предлагаете мне роль, мистер Бергер?! Спасибо, но я в ней больше не нуждаюсь. – Она взяла в руки сумочку. – Простите, что зря потратила Ваше время.
- А я был прав, вы капризная леди, - он широко распахнул дверь. – Но я не привык просить дважды. Всего хорошего, миссис Локридж.
- Прощайте, мистер Бергер. – София вежливо кивнула ему.
- Ты еще вернешься…Маргарет, - задумчиво произнес Макс, глядя ей вслед.