Сосед Кэпвеллов (Четверг, 15 августа 2019, 21:14:33) писал:
Правильно ли я понимаю, что в эфир РТР "Санта-Барбару" пускали на видеокассетах, серии на которых были многократно перезаписаны? Все, у кого были видеомагнитофоны, помнят, что если поверх одной записи на видеокассете сделать другую, а потом третью, четвертую и т. д., то качество изображения начнет падать - с каждой последующей записью. Я помню, что когда смотрел "СБ" в эфире РТР, картинка иногда бывала, как на видеокассете после перезаписи. Значит ли все это, что на американском ТВ было исходное качество изображения, а на РТР ухудшенное перезаписью на старые кассеты??..
У нас нет точной информации как именно проходил весь процесс подготовки серий к показу на РТР. По словам участников команды "Русского видео", с которыми я общался, перед озвучкой им присылали с РТР кассеты с копиями серий. Никто не был в курсе как делали эти копии. Точно знаю, что это были кассеты формата бетамакс, а не vhs. Непонятно на каком этапе подготовки перекодировали эти серии из NTSC в SECAM. Возможно это происходило в режиме реального времени при показе серии. В любом случае ясно, что при копировании и конвертации качество видео несколько падало, но я не думаю, что сильно кардинально. Примерно таким же образом копировали и конвертировали серии при показе во всех остальных странах. Понятно, что многое зависело от качества профессиональной телевизионной аппаратуры, на которой происходил процесс подготовки серий к показу. Кстати после копирования серий с исходников и показа в эфире, кассеты с исходниками в обязательном порядке возвращались правообладателю в штаты. Это было записано в лицензионном договоре. А все копии должны были быть стёрты. Наверное кто то смог бы неформально сделать для себя копии исходников, но, как ни странно, никто об этом не подумал. Тогда мало кто мог осознать ценность подобных копий, касательно Санта Барбары. Казалось, что потом будут повторные показы и не стоит напрягаться. А оказалось, что никаких повторных показов не будет (возможно не будет вообще никогда) и FOX похоронит Санта Барбару в своих архивах. И всё, что сохранится, это лишь низкокачественные копии, записанные телезрителями на бытовые видеомагнитофоны. И эти видеомагнитофоны как правило были не лучшего качества. Нужно было постоянно следить за их техническим состоянием. Знаю это не понаслышке, так как сам много записывал в то время Санта Барбару на свой видеомагнитофон Orion VH-897RC (все мои записи (92 кассеты) опубликованы в видеоархиве). Часто приходилось записывать на одну и ту же кассету, что со временем ухудшало качество записи (деформация ленты, осыпание магнитного слоя и т.п.). Новые качественные кассеты были недешёвыми. Ко всему прочему в то время не было никаких цифровых стандартов передачи телесигнала и поэтому качество сигнала заметно зависело от качества приёмной антенны (эфирной или спутниковой). Хорошо помню как постоянно боролся за качество приёма. С 1992 года и до начала 1997 я записывал серии с эфирного телевидения на комнатную антенну, а потом перешёл на спутниковое тв. Как ни странно, оказалось, что качество приёма аналогового тв сигнала РТР со спутника Горизонт-43 было во многом хуже эфирного сигнала. Там был целый пакет диких технических проблем. Например эти спутники вещали в диапазоне c-band, на частотах которого работали наземные радиорелейные линии. И если ваша антенна находилась неподалёку от такой линии, в принимаемый сигнал попадали так называемые импульсные помехи, с которыми адски сложно бороться. В моём случае рядом как раз была подобная радиорелейка и она давала мне импульсную помеху в виде периодических горизонтальных белых штрихов (это видно на моих записях того периода). Справиться с этими помехами я так и не смог, несмотря на все усилия (подбор разных бленд на конвертере). Со звуком тоже были проблемы, так как на этом спутнике по непонятной причине использовали так называемое компандирование звука. То есть сжимали полосу частот звука перед подъёмом сигнала на спутник, а при приёме сигнала на земле снова расширяли её с помощью компандера (специального конвертера). И этот компандер сложно было где то купить. При приёме на бытовой спутниковый ресивер без компандера, звук заметно присвистывал, что тоже заметно на моих записях того периода. Мне как то удавалось улучшить этот звук благодаря встроенной в мой ресивер мощной системе шумоподавления "Panda". Без этой системы звук с Горизонта был просто кошмарный. Плюс у Горизонтов была низкая стабильность на орбите и сигнал мог меняться в зависимости от времени суток. К счастью эта проблема не коснулась Горизонта 43, с которого я смотрел РТР, а вот другие Горизонты, с которых шло ОРТ, очень сильно болтало на орбите по восьмёрке. Это было настоящим кошмаром для зрителей. Бороться можно было только установкой на антенну сложной следящей системы с двумя актуаторами (почти как в Орбите - предшественнике системы Горизонт). Все эти проблемы более менее решились для меня лишь с переходом на цифровое спутниковое телевидение. Причём произошло это в аварийном режиме, когда спутник Горизонт 43 в конечном итоге накрылся в июле 2001 года. Кроме этого спутника РТР транслировали на Европу и европейскую часть России только на платформе НТВ+ в цифровом стандарте DVB-S в закодированном виде. Но после аварии на Горизонте, НТВ+ пустило трансляцию РТР в открытом виде. Я случайно заметил это на следующий день и стал смотреть РТР в цифре с НТВ+. Тогда наверное впервые увидел Санта Барбару в более менее качественном виде с нормальным звуком. Без цифрового стандарта вещания было невозможно получить картинку и звук без потери качества при передаче. Видеозаписи этих серий из моей коллекции тоже есть в видеоархиве. Правда я записывал их на тот же аналоговый видеомагнитофон Orion и качество при этом ощутимо падало. Жаль, что тогда у меня не было цифрового HDD рекордера. Тогда можно было бы впервые записать Санта Барбару в таком же качестве, в котором её показывали из студии РТР. Эпоха цифрового тв началась только в самом конце показа Санта Барбары в России. Возможно в тот период Санта Барбару показывали в цифре ещё в каких то странах, но это уже были последние показы, после которых FOX похоронило Санту в архиве. Но мне никогда не попадались цифровые записи с цифрового тв того периода. Причём нужно понимать, что изначально исходники Санта Барбары находятся в аналоговом виде на кассетах. Просто при показе на цифровом тв из сигнала исключаются все помехи на пути от студии до зрителя. А само качество остаётся таким, каким его подготовили для показа. То есть качество всё равно будет хуже качества исходника. Единственный способ увидеть оригинальное качество Санта Барбары, это оцифровка исходников с возможной реставрацией видео и звука. Тогда можно не только не ухудшить качество, но и заметно улучшить его. Причём при желании можно даже повысить разрешение видео до 4K. Совсем недавно я увидел на ютьюбе пример такой реставрации. Это клип Eurythmics -
Beethoven (очень люблю эту вещь) -
https://www.youtube....h?v=rbuMXyzouJQ (если ваш монитор поддерживает 4K, это разрешение можно выставить в настройках качества). Этот клип был снят в 1987 году (во время, когда продолжали снимать и показывать Санта Барбару). Посмотрите насколько удалось повысить качество видео и аудио в этом клипе! Для сравнения исходник выглядит так -
https://www.youtube....h?v=O5ieKA7VDIU . Честно говоря, сначала я даже не поверил своим глазам насколько поразительно выглядит картинка. Это полноценный 4K и кажется, будто клип сняли в наши дни в стиле 80-х с соотношением сторон 4:3. Но на самом деле это результат реставрации видео с помощью современных технологий. Сейчас так реставрируют всё больше и больше видео. Это явно не быстрый и явно дорогой процесс, но потенциально так же можно отреставрировать Санта Барбару. Правда это будет возможно только при условии наличия доступа к оригинальным исходникам Санта Барбары. Хотя наверное подобным образом можно улучшить и серии из нашего видеоархива. Конечно это титаническая работа, но возможно, что по мере развития компьютерных технологий и искусственного интеллекта процесс реставрации видео можно будет автоматизировать. То есть можно будет загрузить серию в программу, которая на автомате проведёт весь процесс реставрации и выдаст максимально возможный результат. Хочется верить, что мы сможем пользоваться такими технологиями ещё при нашей жизни.
Вкратце как то так.