Предлагаю размещать в этой теме мнения и тексты в любом формате и стиле, но с научно-популярным, околонаучным, научным или даже антинаучным уклоном. Содержание может касаться любого из героев СБ, самого сериала (какого угодно его периода, или всего в целом).
Мне захотелось поделиться своим представлением о том, как можно с точки зрения такого направления, как сказкотерапия, взглянуть на истории многих сюжетных линий отношений героев в СБ; и первое, что вдохновило на исследование – это история Ундины. Итак…
Сказка для Иден и Роберта. Отражение судеб.
(по мотивам сказки Ханса Кристиана Андерсена «Русалочка»)
Сразу хочу заметить, что сама по себе сказка «Русалочка» очень сложная, глубокая, и наполнена символизацией настолько, что ей, пожалуй, можно монографию посвятить в рамках одной только сказкотерапии; поэтому многие ее аспекты я умышленно буду обходить (но при этом иметь в виду), концентрируясь на собственно истории Иден и Роберта. Сама сказочная история интересна тем, что переплетает в себе обе линии – и Иден, и Роберта, и это можно увидеть, прочитав ее всю:
http://andersen.com.ua/ru_rusalochka.html
Мне кажется, образ Русалочки написан таким образом, что через нее как главную героиню описаны не только все ее переживания и чувства, но состояния и чувства остальных героев. Из-за этой особенности возникает такое ощущение, будто сказка написана от первого лица. Однако у меня есть еще одно ощущение, хоть я и не могу его строго научно обосновать, что Русалочка и Принц удивительнейшим образом переплетают в себе характеры и судьбу героев, создавших на острове Сиренос легенду об Ундине. Не Иден – Русалочка, а Роберт – Принц, а Иден – одновременно (или по переменно; или смешано) то Русалочка, то Принц; но и Роберт – тоже оба сказочных персонажа! Они как отражение друг друга, летящее среди морских волн под белым парусом навстречу забвению.
Я выбрала самые яркие моменты и эпизоды, подтверждающие, кмк, мою гипотезу о том, что это сценарная сказка для них двоих. Они встретились в этой сказке на двоих. Вполне возможно, что это не так, и кто-то захочет опротестовать мое предположение, или же привести еще примеры из авторского сказочного текста для дополнения картины, или прояснения спорных вопросов. Для меня в рамках темы являются важными, прежде всего, реальные описания и символический смысл, который я постараюсь раскрыть в каждом из примеров. До их встречи (по сказке - встречи Русалочки и Принца), сказка – скорее история детства и ранней юности Иден, а в момент и после встречи – совместная переплетенная история.
Вот она, их сказка…
"Далеко в море вода синяя-синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная-прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит."
Так начинается сказка, и, заглянув за описание через понимание символики, можно предположить, речь идет о молодой, юной и невинной личности, еще не познавшей темных сторон жизни, но при этом достаточно глубокой, и в то же время не умеющей сдерживать себя настолько, что никакой якорь не поможет. Скорее, речь идет пока об Иден, хотя не удивительно, если в юном возрасте Роберт тоже подошел бы под это описание.
"В самом глубоком месте стоит дворец морского царя — стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины; они то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, и это очень красиво…"
Это соответствует по статусу и красоте Кэпвелл-дому, в котором царствует СиСи, и даже открывание и закрывание крыши как символ контроля и в то же время зависимости от приливов и отливов, происходящих в жизни семьи.
"День-деньской играли принцессы во дворце, в просторных палатах, где из стен росли живые цветы. Раскрывались большие янтарные окна, и внутрь вплывали рыбы, совсем как у нас ласточки влетают в дом, когда окна стоят настежь, только рыбы подплывали прямо к маленьким принцессам, брали из их рук еду и позволяли себя гладить. Перед дворцом был большой сад, в нем росли огненнокрасные и темно-синие деревья, плоды их сверкали золотом, цветы — горячим огнем, а стебли и листья непрестанно колыхались."
Идиллическая сказка из детства принцесс именно так и выглядела: волшебные возможности исключительно для дочерей Кэпвелл.
"Царь морской давным-давно овдовел, и хозяйством у него заправляла старуха мать..."
Даже здесь сюжет совпадает, по линии детства Иден, когда София для семьи умирает, СиСи остается один с детьми, а хозяйством заправляет Роза.
"…все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у нее, как у остальных, ног не было, а вместо них был хвост, как у рыб."
Хоть Иден и не младшая в семье, в данном контексте важен ее юный возраст, и то, что она отличалась от обычных девушек, как по своему восприятию, так и по первому же впечатлению от нее Роберта.
"Больше всего русалочка любила слушать рассказы о мире людей там, наверху. Старой бабушке пришлось рассказать ей все, что она знала о кораблях и городах, о людях и животных. Особенно чудесным и удивительным казалось русалочке то, что цветы на земле пахнут, — не то что здесь, на морском дне, — леса там зеленые, а рыбы среди ветвей поют так громко и красиво, что просто заслушаешься. Рыбами бабушка называла птиц, иначе внучки не поняли бы ее: они ведь сроду не видывали птиц."
При этом мне легко представляется Иден, прибегающая в детстве на кухню к Розе, и с романтическим интересом и удовольствием слушающая истории из жизни, не доступной для богатой и живущей в своем царстве девочки. Она могла даже не понимать некоторых слов, но подменяла фантазии о них привычными образами.
С другой стороны, это могли быть и разговоры о том, что для девочки, становящейся девушкой, все меняется, и мир становится другим.
"- Когда вам исполнится пятнадцать лет, — говорила бабушка, — вам дозволят всплывать на поверхность, сидеть в лунном свете на скалах и смотреть на плывущие мимо огромные корабли, на леса и города!"
Она будто говорит о том, что хоть и будет позволено принцессам быть взрослыми, но им придется жить в соответствии с правилами подводного мира, недоступного людям.
"Наконец и ей исполнилось пятнадцать лет."
В истории на Сиренос Иден семнадцать, но во времена Андерсена могло быть и пятнадцать. В любом случае, она становится девушкой, за которой уже не так сильно присматривают, и слабый контроль со стороны Мейсона и СиСи позволил ей слишком долго отсутствовать…
"Когда она подняла голову над водой, солнце только что село, но облака еще отсвечивали розовым и золотым, а в бледно-красном небе уже зажглись ясные вечерние звезды; воздух был мягкий и свежий, море спокойно. Неподалеку стоял трехмачтовый корабль всего лишь с одним поднятым парусом…"
Сказка сказкой, но здесь (в соответствие с закономерностями сказкотерапии) началось смешение историй двух людей-героев, которых притянул друг к другу сценарный сюжет, в разными целями или нет – покажет будущее. На яхте жила Иден, будучи принцессой для своего отца, в то время как Роберт мог в то время только смотреть на яхты со стороны, и ненавидеть их владельцев (через несколько лет он сам стал подобным владельцем подобной яхты, но это уже другая сценарная сказочная история). Русалочка первая увидела Принца, и влюбилась в него с первого взгляда, подогреваемая фантазией о статуе мальчика, что так привлекала ее; но – и вот здесь отражение линий – в истории Ундины первым увидел Иден Роберт, влюбился в нее, и связал их отношения со статуэткой, ставшей впоследствии его символической спутницей, как для Русалочки стал другом подводный мраморный мальчик.
"Уже поздно было, а русалочка все не могла глаз оторвать от корабля и от прекрасного принца."
…Лучше и не скажешь: было уже действительно поздно.
"Каждый спасался как мог. Она искала глазами принца и увидела, как он упал в воду, когда корабль развалился на части. Сперва она очень обрадовалась — ведь он попадет теперь к ней на дно, но тут же вспомнила, что люди не могут жить в воде и он приплывет во дворец ее отца только мертвый. Нет, нет, он не должен умереть! И она поплыла между бревнами и досками, совсем не думая о том, что они могут ее раздавить. Она то ныряла глубоко, то взлетала на волну и наконец доплыла до юного принца. Он почти уже совсем выбился из сил и плыть по бурному морю не мог. Руки и ноги отказывались ему служить, прекрасные глаза закрылись, и он умер бы, не явись ему на помощь русалочка. Она приподняла над водой его голову и предоставила волнам нести их обоих куда угодно…"
Сколько тут всего, в этом описании эпизода! С одной стороны, тонущая Иден, и Роберт, спасший ее от гибели. С другой, Иден, понимающая, что Роберт не может жить там, где живет она, и ей приходится подстраиваться под его «среду обитания». С третьей стороны, Иден отчаянно стремилась спасти его, тонущего от любви, и предоставила волнам этой самой любви «нести их куда угодно». В то же время она будто стремилась помочь им выжить после катастрофы, что произошла в их жизнях: они встретились, и это обернулось тем, что океан чувств захлестнул их, выбил палубу из-под ног. Но и Роберт тоже как бы спаситель их отношений после катастрофы с Раулем, и потери памяти Иден. И ярко выраженная самоотверженность Иден, столь свойственная ей, и проявляющаяся дальше в истории все больше и больше… То, что Русалочка (как и Иден) не спешили явиться перед возлюбленным в своем истинном облике, говорит о том, что обе они не принимали себя такими, какие есть, и в основном на этом и строится, как это не грустно, дальнейшее принесение себя в жертву…
"Единственной отрадой было для нее сидеть в своем садике, обвив руками красивую мраморную статую, похожую на принца, но за своими цветами она больше не ухаживала."
Как это похоже на Иден, страдающую в разлуке, придумывающую сотни способов и ищущую сотни путей для встречи с любимым!
Как это похоже на Роберта, не расстающегося с Ундиной, не позволяющей ему забыть о любимой!
"«Вот он опять катается на лодке! Как я люблю его! Больше, чем отца и мать! Я принадлежу ему всем сердцем, всеми своими помыслами, ему я бы охотно вручила счастье всей моей жизни! На все бы я пошла — только бы мне быть с ним.""
Это настолько Иден, что ни прибавить, ни убавить.
"Пока сестры танцуют в отцовском дворце, поплыву-ка я к морской ведьме. Я всегда боялась ее, но, может быть, она что-нибудь посоветует или как-нибудь поможет мне!»
И когда все способы передуманы, и отвергнуты как не соответствующие реальности, Иден как магическая женщина, предпочитает обратиться к волшебству. Как это привлекательно и как печально одновременно, ведь ее возлюбленный вовсе не задается вопросами, и не ищет ее, предпочитая, чтобы решение приняла сама Иден, снимая тем самым ответственность за свое или ее спасение.
"- Помни, — сказала ведьма, — раз ты примешь человеческий облик, тебе уж не сделаться вновь русалкой! Не видать тебе ни морского дна, ни отцовского дома, ни сестер! А если принц не полюбит тебя так, что забудет ради тебя и отца и мать, не отдастся тебе всем сердцем и не сделает тебя своей женой, ты погибнешь; с первой же зарей после его женитьбы на другой твое сердце разорвется на части и ты станешь пеной морской.
- Пусть! — сказала русалочка и побледнела как смерть."
Иден предпочтет страдание даже тогда, когда нет никаких гарантий того, что она добьется своего. Она даже не дает себе время на раздумья, так ей хочется получить желаемое.
"- А еще ты должна заплатить мне за помощь, — сказала ведьма. — И я недешево возьму! У тебя чудный голос, им ты и думаешь обворожить принца, но ты должна отдать этот голос мне."
Отдавая свой голос, Иден не может рассказать правду о себе, чтобы не погубить их отношения, но и очаровать Принца своим положением – тоже.
"Солнце еще не вставало, когда она увидела перед собой дворец принца и присела на широкую мраморную лестницу. Месяц озарял ее своим чудесным голубым сиянием. Русалочка выпила обжигающий напиток, и ей показалось, будто ее пронзили обоюдоострым мечом; она потеряла сознание и упала замертво. Когда она очнулась, над морем уже сияло солнце: во всем теле она чувствовала жгучую боль. Перед ней стоял прекрасный принц и с удивлением рассматривал ее. Она потупилась и увидела, что рыбий хвост исчез, а вместо него у нее появились две маленькие беленькие ножки. Но она была совсем нагая и потому закуталась в свои длинные, густые волосы. Принц спросил, кто она и как сюда попала, но она только кротко и грустно смотрела на него своими темно-синими глазами: говорить ведь она не могла. Тогда он взял ее за руку и повел во дворец."
Возникает вопрос… Вернее, вопросы… Отчего Роберту Барру Иден явилась в образе русалки? Только по ассоциации с сиренами древних мифов? Может быть… если бы не одно НО… В стереотипных ассоциациях сирены завлекают своей сексуальной зрелостью, они опытные соблазнительницы, и предпочитают обладать, доминировать, и соблазняют мужчин вовсе не по любви, а по природе своей, и скорее с чувством превосходства и желанием одержать победу над мужской независимостью с помощью женских чар. Можно ли сказать, что со стороны Иден был столь продуманный соблазн? А вот как Русалочка, кмк, она очаровала Барра своей трогательной беззащитностью, юностью и обаятельной красотой.
"Как-то раз к принцу и его царственным родителям позвали девушек-рабынь, разодетых в шелк и золото. Они стали петь, одна из них пела особенно хорошо, и принц хлопал в ладоши и улыбался ей. Грустно стало русалочке: когда-то и она могла петь, и несравненно лучше! «Ах, если бы он знал, что я навсегда рассталась со своим голосом, только чтобы быть возле него!»
Приходилось скрывать свое положение, а порой, наверное, так хотелось показать его преимущества, как позже Иден демонстрировала это Крузу, добиваясь для него должности, и Керку, даря ему дорогие подарки.
"Потом девушки стали танцевать под звуки чудеснейшей музыки, тут и русалочка подняла свои белые прекрасные руки, встала на цыпочки и понеслась в легком, воздушном танце; так не танцевал еще никто! Каждое движение подчеркивало ее красоту, а глаза ее говорили сердцу больше, чем пение рабынь."
Танец Иден… Танцы для нее, как песня! Но танец это еще и выражение желания. Но Роберт почему-то не танцевал с ней. Или танцевал, но танец любви?
«Увы! Он не знает, что это я спасла ему жизнь! — думала русалочка. — Я вынесла его из волн морских на берег и положила в роще, возле храма, а сама спряталась в морской пене и смотрела, не придет ли кто-нибудь к нему на помощь. Я видела эту красивую девушку, которую он любит больше, чем меня! — И русалочка глубоко вздыхала, плакать она не могла. — Но та девушка принадлежит храму, никогда не вернется в мир, и они никогда не встретятся! Я же нахожусь возле него, вижу его каждый день, могу ухаживать за ним, любить его, отдать за него жизнь!»
А здесь история делает резкий разворот, и Иден с Робертом меняются местами: теперь Роберт жертвует собой, в то время как Иден зависит от воли отца, и ей приходится уехать под его давлением, как Принцу в сказке ехать свататься, и…
"- Это ты! — сказал принц. — Ты спасла мне жизнь, когда я полумертвый лежал на берегу моря!
И он крепко прижал к сердцу свою зардевшуюся невесту."
Принять одного Принца за Другого Принца! И признать в нем свою судьбу, потому что один Принц забыт, а коль Другой Принц не отрицает, и даже говорит ей, что он ее судьба, то так оно и есть! И с этого момента начинаются новые сказки, а сказка о Русалочке идет разными дорогами для героев, что только что были главными в ней. Роберт идет дорогой Русалочки, Иден – дорогой Принца. Даже спустя время:
"- Ах, я так счастлив! — сказал он русалочке. — То, о чем я не смел и мечтать, сбылось! Ты порадуешься моему счастью, ты ведь так любишь меня.
Русалочка поцеловала ему руку, а сердце ее, казалось, вот-вот разорвется от боли: его свадьба должна ведь убить ее, превратить в пену морскую."
И от отчаяния Роберт как Русалочка решается на собственную погибель, но отказывается вонзать нож в Иден, как нашептывает по сказке морская ведьма:
"- Но спеши! Или он, или ты — один из вас должен умереть до восхода солнца. Убей принца и вернись к нам!
…В последний раз взглянула она на принца полуугасшим взором, бросилась с корабля в море и почувствовала, как тело ее расплывается пеной."
Как чувствовал себя Роберт, думая о том, что он незаслуженно забыт и брошен, в то время, как он знал, на что он пошел ради любимой?! Неужели это?!
"Над морем поднялось солнце; лучи его любовно согревали мертвенно-холодную морскую пену, и русалочка не чувствовала смерти; она видела ясное солнце и какие-то прозрачные, чудные создания, сотнями реявшие над ней. Она видела сквозь них белые паруса корабля и красные облака в небе; голос их звучал как музыка, но такая возвышенная, что человеческое ухо не расслышало бы ее, так же как человеческие глаза не видели их самих. У них не было крыльев, но они носились в воздухе, легкие и прозрачные. Русалочка заметила, что и она стала такой же, оторвавшись от морской пены.
- К кому я иду? — спросила она, поднимаясь в воздухе, и ее голос звучал такою же дивною музыкой.
- К дочерям воздуха! — ответили ей воздушные создания. Мы летаем повсюду и всем стараемся приносить радость. В жарких странах, где люди гибнут от знойного, зачумленного воздуха, мы навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и несем людям исцеление и отраду… Летим с нами в заоблачный мир! Там ты обретешь любовь и счастье, каких не нашла на земле."
О, если бы он почувствовал такое освобождение, то он не вернулся бы через столько лет, побродив по неведомым тропам, исправлять свою сказку!
Если бы Иден закрыла страницу «Русалочки», а вместе с ней и страницу своей жизни на Сиренос, то, перейдя в сценарный вариант другой сказки, с другим принцем-героем, она не стала бы в растерянности перелистывать случайно найденную прошлую волшебную историю, и не нырнула бы снова в пучину волн в надежде на другой исход.
Сообщение отредактировал OlGal: Пятница, 07 февраля 2014, 23:46:12