Актеры и съемочная команда сериала "Екатерина" рассказывают о сериале и своих героях:
Юлия Ауг (императрица Елизавета Петровна):
Мы хотели рассказать не об определенном событии из истории Российской Империи, наш сериал прежде всего, о людях, которые любят, ненавидят, страдают, борются, следуют своему долгу, совершают ошибки, предают, становятся мучениками и героями. Так было раньше. Так будет всегда. И это не зависит от эпохи
Моя героиня - Императрица Российская Елизавета Петровна, дочь Петра Великого, уже не молода, не легка, и не очаровательна юной красотой, которая пленяет, и заставляет влюбиться. Зритель мою героиню, я очень надеюсь, сможет полюбить за цельность характера, силу, харизму, за желание сохранять, и развивать доблесть Империи Российской. И, вместе с тем, за абсолютно «женское», понятное и узнаваемое в любом возрасте - страстное желание любить и быть любимой, иметь детей. Елизавета очень хочет стать матерью, родить ребенка от своего любимого человека- Алексея Григорьевича Разумовского, но Бог не дал такого счастья. В этом ее трагедия.
Я знаю, что Елизавета Петровна была очень набожна: храмы, монастыри, общение с духовником - имело для нее особое значение. Неизгладимое впечатление на меня произвели съёмки сцен покаяний, служб, тайных и торжественных венчаний. В храме мы прикасались к настоящим, намоленным иконам, совершали обряды по всем церковным канонам – это дало такое точное чувство прикосновения к вечности, что произошло смыкание с персонажем, абсолютное, без зазора.
Сильное впечатление - съемки сцены смерти Елизаветы Петровны. «Умирать» всегда тяжело. Потому что опыта этого процесса нет в багаже чувств и ощущений, которыми я пользуюсь, стараясь достоверно воспроизвести, и испытать ту или иную эмоцию, то или иное действие. Со смертью всегда другая история. Приходится умирать. Здесь и сейчас.
Работать над образом, конечно, очень помогали костюмы, это же целый ритуал: когда ты надеваешь корсет, затягиваешь его, когда тебе делают прическу, надевают украшения. Плюс ко всему, такой двухчасовой обряд невозможно совершить без посторонней помощи. Всё это помогало настроиться. Я как будто меняла кожу. К моменту окончания этого процесса, из зеркала на меня смотрела другая женщина. Пришлось еще выучить несколько танцев той эпохи. Были специальные занятия с хореографом до начала съемок.
Мы очень любили друг друга в жизни, но иногда приходилось не любить друг друга на площадке: мы, например, с Сашей Яценко все время смеялись над тем, что в фильме я его постоянно гноблю: Петр - нелюбимый племянник Елизаветы, он постоянно ее раздражает, потому что не оправдал надежд, и, в общем, этот парень - конченый идиот. А в жизни мы с Сашей очень любим друг друга, поэтому после каждого такого негативного кадра мы вместе очень смеялись над этим. Тоже самое было с Мариной Александровой. Должна сказать, что мы до сих пор скучаем друг по другу, пишем письма, созваниваемся, передаем приветы. Это касается и Саши Лазарева, с которым было невероятно легко на площадке. На самом деле, у нас была совершенно потрясающая и актерская команда, и группа.
Марина Александрова (Екатерина II):
Сериал охватывает ранний период жизни Екатерины – события до восхождения на престол, начало ее становления как личности и как женщины. Немка по происхождению, Екатерина стала «более русской», чем многие российские императоры и даже многие люди, живущие в стране. Екатерина полюбила Россию настолько, что судьба империи стала частью её собственной судьбы. Она способствовала приросту населения России, расширила владения, под её тщательным контролем произошла модернизация государства и армии. А сколько было сделано для медицины и культуры!
Екатерина в сериале – мое собственное видение этой сильной, амбициозной, но в то же время жаждущей любви женщины. Месяца за два до начала съёмок я посмотрела всё, что было с ней связано, прочла её дневники, художественную и научную литературу, воспоминания современников императрицы. Мы создавали художественное кино, где говорить о полной исторической достоверности не слишком уместно. Из тех же дневников можно лишь понять, какой Екатерина себя ощущала, какой хотела видеть себя, но не той, какой она была в реальности.
Скажу честно, у меня такого никогда не было: к моменту съёмок, я знала каждую сцену, понимала, где перекинуть мостик, где взять яблоко, чтобы оно появилось в следующей сцене. Это был какой-то удивительный момент: совпадение внутренней истории со сценарием. Ты как кроссворд разгадываешь каждую сцену. И вдруг понимаешь, а вернее, в целом видишь, эту невероятно красивую картину.
Понятно, что кто-то примет Екатерину, такой, какой её вижу я, а кто-то найдёт, за что её можно покритиковать. В любом случае, мне хочется, что бы она не оставила никого равнодушным.
Александр Лазарев-младший (фаворит Елизаветы Алексей Разумовский):
Алексей Григорьевич Разумовский – не был дворянином по происхождению. Он из певчих крестьян из Малороссии. Елизавета, будучи ещё царевной, по пути на молебен остановилась у церкви и услышала, как поёт в хоре чудесный голос. Поинтересовалась, кто это, и ей указали на Алёшку Розума, сына казака Розума. Елизавета взяла его в свою свиту, а потом сделала своим фаворитом. Хотя его положение при дворе, и вообще, в России, могло вскружить голову кому угодно – Алексей Григорьевич не принимал никаких государственных решений, не давил на царицу и не пытался завладеть престолом.
Алексей Воробьев (польский посол Станислав Понятовский):
Для меня небольшая роль Станислава Понятовского была своего рода мини «Оскаром»-сыграть его меня специально вызвали из Америки, сообщив, что я, как никто другой, подхожу на роль: зритель должен поверить, что мой герой может просто прийти и «взять» понравившуюся ему женщину, даже если это императрица Екатерина Великая. Замечательный режиссер Александр Баранов, под руководством которого, я, в свое время, делал свои первые шаги в кино, сказал: «Леш, ну кто еще, если не ты, с этим справится?» Так что пришлось лететь в Москву!
Впервые в жизни я снимался всего лишь в двух локациях: в императорском зале и в спальне, больше меня нет нигде. С Мариной Александровой мы были до этого почти не знакомы, но с ней было очень легко играть. Мы откровенно веселились на площадке, импровизировали, и входили в этом же настроении в кадр. На мой взгляд, то время, которое разворачивается в сериале, было более испорченным, чем наше. Тогда люди гораздо легче решались быть вместе, пусть и на одну ночь.
Иван Добронравов (Пимен):
«Екатерина» - серьезная работа над литературой и визуальным составляющим интересного исторического события. В сценарном плане и вообще в плане всей картины – всё очень компактно и насыщенно. Зрителю я бы посоветовал окунуться в ту эпоху, и отдалиться от всякого рода сравнений. Просто посмотреть на эту историю так, как увидели её мы.
Наталия Шнейдерова (продюсер сериала «Екатерина»):
Мы осознанно создавали историю не о шаблонных исторических персонажах, а о живых людях. Поэтому в основу была положена стилизация, а не реконструкция. Мы постарались не погружать зрителя в условный мир - париков, сложного грима и костюмов, этикета и речи того времени. Нашему блестящему актерскому ансамблю удалось перенести акцент с внешнего облика на чувства великих, и они тем самым становятся ближе и понятнее зрителю.
Александр Баранов (режисер сериала «Екатерина»):
Во-первых, это великие страницы истории нашей страны. Во-вторых, это рассказ о великой женщине, великой исторической личности, которая сегодня вызывает живой интерес как в России, так и в мире. В третьих, эта картина очень перекликается с современностью. И самое главное – это качественный сериал с острым, ярким сюжетом, с прекрасными актерами.
Ариф Алиев (автор сценария для сериала «Екатерина»):
Мы своего рода являемся первопроходцами - сериалов о Екатерине Великой в русском кинематографе до этого не было, более того, не существовало даже фильмов на эту тему. Мне трудно сказать, почему так произошло, но это факт. Как эпизодический персонаж, Екатерина заявлена в некоторых картинах, но не нет ни одной киноленты, где императрица была бы главным действующим лицом.