ТОМ РАСИНА: "Добсоны, казалось, были рады мне"
Пьерпаоло Донджованни / 6 июля 2011 года
Сегодня я предлагаю вам интервью, которое Том Раcина дал специально для Santa-Barbara blog. Раcина был одним из главных сценаристов в 1991 году и сценаристом рангом пониже - с 1992-го и до закрытия СБ. Помимо СБ Раcина (номинант премии «Эмми») писал и для множества других сериалов, таких как «Другой мир», «Дни нашей жизни», «Центральная больница», «В поисках завтра», «Поколения» и «Молодые и беспокойные».
Том Расина в наши дни
В нашей беседе мы рассмотрим дневные «мыльные оперы» вообще и «Санта-Барбару» - в частности. Американские «мыльные оперы» дошли до Италии в 80-х. Самыми успешными из них были: «Капитолий» (Capitol), «Любящие» (Loving), «Санта-Барбара», «Дерзкие и красивые» (The Bold and the Beautiful) и «Путеводный свет» (Guiding Light). Прочие же представители этого жанра с треском проваливались и исчезали из эфира, едва появившись. «Капитолий», «Любящие» и «Санта-Барбара» были показаны до самого конца. «Дерзкие...» и «Путеводный свет» всё ещё демонстрируются (интервью 2011 года – прим. переводчика). Чем объяснить разницу между рейтингами в Италии и у вас, в США?
Если честно, понятия не имею. Кто объяснит, почему Джерри Льюис (американский актёр, комик, режиссёр и писатель – прим. переводчика) обрёл такую головокружительную популярность во Франции, при том, что на родине не имел особого успеха, хотя именно там началась его карьера? Почему мыльная опера «Поколения», отчаянно хватавшаяся за жизнь все два года на Эн-Би-Си, в Польше сорвала банк по части рейтингов? Особенности менталитета, разница в запросах аудитории, конкурентоспособность? В общем, не знаю, и не уверен, что кто-нибудь знает. Я могу понять всемирную популярность «Санта-Барбары». Великолепный актёрский состав, классические сюжеты, потрясающая атмосфера (да и настоящая Санта-Барбара – один из красивейших городков в Калифорнии). Мне понятно, почему итальянцам пришлись по душе «Путеводный свет» и «Дерзкие…», но «Любящие»? А «Капитолий»? Поди разберись.
В 1991 году вы работали на СБ в качестве одного из главных сценаристов, а в 1992-м – уже обыкновенным сценаристом. 1991-й год для «Санта-Барбары» был весьма знаменательным. Ушла Марси Уокер, вернулись Добсоны после многолетней судебной тяжбы, в результате которой отсудили крупную сумму у New World Television, дистрибьютора шоу. Проект переживал тяжёлые времена и его закрытие было уже не за горами. Вы появились в нём в довольно деликатный момент. Кто вас нанял? Какие были ощущения?
По правде говоря, в тот момент мне совсем не хотелось влезать во что-то серьёзное. Я как раз заканчивал своё участие в предыдущем проекте, в котором трудился с 1981 года, и согласился было на предложение от создателей сериала «Живёшь только раз» (One Life to Live), но в последний момент всё сорвалось, и я находился в подвешенном состоянии, не зная, что делать дальше. Я уже подумывал о том, чтобы на время уйти из профессии и вернуться к написанию романов (что я, в конце концов, и сделал несколько лет спустя). Я наслаждался отдыхом, давая возможность своему мозгу отдохнуть. И тут позвонили Добсоны. По их словам, они следили за моей карьерой и были заинтересованы в том, чтобы взять меня в «Санта-Барбару» в рамках своего триумфального возвращения. Для ознакомительной беседы Джером пришёл ко мне домой - такого никогда прежде не случалось - и мы обнаружили, что у нас много общего: например, мы хотим рассказывать истории так, как считаем нужным (и плевать, что скажет телесеть!), нам хотелось рисковать (я уже доказал это годами занятия научной фантастикой ещё до «Центральной больницы» с её летним снегопадом в Порт Чарльз, устроенном с помощью погодной машины), я подумал, что это как раз то, что мне нужно, хотя Джером и показался мне немного странным (но об этом позже). Я уже было собрался идти на следующий день на телестудию, чтобы познакомиться и с Бриджит, но Джерри позвонил мне в тот же вечер и сказал, что я принят. Несколько дней спустя я всё же встретился с Бриджит в их особняке в Белль-Эйр, Холмби-Хиллз или где-то ещё, и убедился, что решение моё было верным. Она мне очень понравилась. Таким образом, Добсоны, нанявшие меня, телесеть и все-все-все, казалось, были рады мне.
Джером и Бриджит Добсон
Вы работали в тесном контакте с Добсонами. Расскажите, как складывались отношения между ними и руководством телесети? Было ли напряжение? Повлияли ли эти противоречия на вашу работу и каким образом?
Это напоминало сражение. Хочу сказать, так бывает всегда – телесеть берёт вас на работу и, как я люблю говорить, именно потому, что вы отличный рассказчик, не позволит вам ничего рассказать. Пол Раух, замечательный продюсер, говорил: «Сеть существует не для того, чтобы указывать сценаристам, что им делать, сеть для того, чтобы поощрять их». Добсоны вернулись, чтобы спасти шоу, и сеть должна была дать им полную свободу действий, позволить им делать всё, что они хотят, - почему бы и нет? Что им было терять? Мы всё равно шли к закрытию. Но сеть, действуя из страха, продолжала попытки угадывать всё, что хотели сделать Добсоны, что создавало ещё большую напряжённость. Вдобавок ко всему, отношения между Бриджит и Джеромом в то время были столь натянутыми, что их можно было разрезать ножом. Дверь в их кабинет могла внезапно захлопнуться, и до нас доносились их вопли и крики, громкие яростные споры. Это было некрасиво. И, конечно же, это влияло на нашу работу, как могло быть иначе? Думаю, никому из нас не хотелось стараться, когда вокруг стоял такой дурдом.
На своем веб-сайте вы говорите о Добсонах, описывая их как «чудаков». Можете объяснить, что вы имеете в виду? Я всегда считал их потрясающими. Особенно мне нравилось то, что они не боялись рисковать. Но я с ними, конечно, не знаком. Не могли бы вы сделать для нас профессиональный и личностный портрет Добсонов? Если возможно, с примерами.
Да, они были рисковые и не боялись рассказывать истории, в которые верили, они были настоящими художниками. И я до сих пор испытываю к ним огромное уважение. Но, с другой стороны, я всегда считал Джерри немного не от мира сего, каким-то отстранённым, хотя не знаю, как поточнее выразить это словами – просто он казался мне немного «с приветом», всё время где-то витал. И, поскольку я работал там, когда давление стало усиливаться (отсюда и их ссоры!), я, возможно, был не лучшим свидетелем, чтобы судить о них. Если честно, я плохо их знал; мне хотелось делать свою работу и держаться от происходящего на расстоянии, чего прежде не бывало в моей карьере. До «Санта-Барбары» это было ежедневно, 24 часа в сутки. Я жил и дышал каждым персонажем, я ел с ними, спал с ними (не буквально!), планировал их следующие шаги, слова, исходящие из их уст. Здесь же у меня не было желания брать на себя ту ответственность, к которой я привык, поэтому я держался подальше от болота, в котором тонули Добсоны. Я любил сериал, любил его героев, у меня было желание писать хорошие сюжеты, но мне не нравилась царящая на рабочем месте атмосфера.
«Иден в четырёх ипостасях. Невероятный поворот сюжета как финал истории Круза и Иден»
История размножения личности Иден вызвала споры. Многие её критиковали. Марси Уокер была от этого не в восторге. Чья это была идея и кто разработчик? Что вы об этом помните и какое ваше мнение?
Если честно, я не знаю ответа на этот вопрос, хотя могу предположить, что эта идея была чем-то, на что Добсонов просто вынудили. Возможно, само Эн-Би-Си. Или этот сюжет был задуман ещё до их возвращения? Я помню эту сюжетную линию и то, как плохо она была принята, но не помню, чтобы писал её – разве я тогда уже работал на сериале? Скорее всего, нет. Помню только, как подумал тогда, что история об Иден, у которой вдруг обнаружилось скопище новых личностей, совершенно нереальна для этого персонажа – не может быть, чтобы после всего, через что она прошла, мы вдруг только сейчас об этом узнаём. Подобные вещи не кажутся мне органичными, они слишком «сценаристские», что ли. Уф…
Какими сюжетными линиями вы больше всего гордитесь? А какие из них не любили и не хотели бы писать? Был ли герой, которого вы любили больше других?
Я знаю, многие критики считают, что введение в сюжет Памелой Лонг новых персонажей лишь добило и без того погибающий сериал (и возможно, так оно и было), но мне нравилось работать с ней и вести всю сюжетную линию Би Джей. В ней были своя глубина и романтика, я работал с удовольствием. Писать для Кэпвеллов, для любого из них, было очень весело, плюс я в любой день мог писать для Робин Мэттсон, вне зависимости от того, что она играла. А ещё мне нравился персонаж Нэнси Гран, с огромным наслаждением для неё писал.
В 1991 году Добсоны решили заменить Кэррингтон Гарланд в роли Келли Кэпвелл актрисой постарше (Эйлин Дэвидсон). Надеялись привлечь аудиторию Дэвидсон. На мой взгляд, это была огромная ошибка. Эйлин Дэвидсон, хоть и актриса грандиозная, но на роль Келли не подходила совсем. Что вы об этом думаете?
Полностью с вами согласен.
В 1992 году Добсоны снова покинули шоу. Что случилось? Их уволили или они ушли сами? Не пойму: они же так хотели вернуться и столько для этого сделали.
Их уволили. Конец был близок и руководство Эн-Би-Си хотело попробовать влить в шоу новую кровь и посмотреть, что получится, поэтому Добсоны были снова отправлены в отставку, да и напряжение между ними и телесетью было невероятно токсично. Именно тогда были приглашены Пэм и Пол (если точнее, Пол Раух стал исполнительным продюсером ещё в 1991 году, за восемь месяцев до прихода Памелы Лонг – прим. переводчика).
Касательно Бриджит… Однажды, когда они уже вернулись в «Санта-Барбару», Бриджит захотелось стать ещё и редактором сюжета (story editor) (в кино- и телеиндустрии - сходно с должностью "supervising producer"/ «надзирающего продюсера», в их обязанности входит также поиск новых сценаристов, разработка сюжетов, обеспечение пригодности сценариев для производства, контроль над качеством работы и своевременного её выполнения – прим. переводчика). Пол пытался отговорить её от этого и потратил много времени и сил, чтобы не увольнять способного человека с этой должности, а Бриджит с Джерри оставить работу над сценарием. Но она потребовала, чтобы они уволили редактора и позволили ей взять эту обязанность на себя. В New World так и сделали. Однако, несколько недель спустя она возжелала, чтобы ей за это приплачивали дополнительно 7500 долларов в неделю, в ответ ей сказали, куда она может всё это засунуть. Она умчалась домой, пропадала там три (!) недели, Джером приходил в студию один, даже не вспоминая о ней... Это к слову о чудаках! В конце концов она вернулась, но этот инцидент, видимо, стал последней каплей для New World. Как только руководству сети представилась такая возможность, они уволили Бриджит и наняли Пэм (Памелу Лонг, сценаристку – прим. переводчика). До сих пор не забуду, как нелепо и странно это выглядело: просто не появляться на работе в течении трёх недель!
В 1992 году вас понизили до обычного сцеанариста. Почему? Что вам больше нравилось? В том же году Пэм Лонг стала новым главным сценаристом. Именно она придумала семейство Уокеров и уменьшила количество эфирного времени Джине (Робин Мэттсон) и Лайонелу (Николас Костер). Это было сделано ради погони за внимание зрителей?
Пэм, какой бы восхитительной она ни была, обладала огромным эго, и, мне кажется, если она и нужна была шоу, то не в качестве главного сценариста. Меня-то это устраивало из-за напряжённости на рабочем месте; как я уже сказал, мне хотелось ночью спокойно спать, а не вздрагивать от кошмаров, которые мучают всех главных сценаристов (и это нормально; им платят за то, чтобы они плохо спали). Я с радостью принял изменение должности (сие не подразумевало, что мне будут меньше платить), и, хотя поначалу я совсем не знал Пэм, мы отлично сработались и получали удовольствие друг от друга, я мог доверять ей в той же мере, что и Добсонам, и она отвечала мне взаимностью. Так что это было совместное предприятие, но на ней лежала вся ответственность… и всё давление… в конечном итоге ей пришлось взять на себя всю ответственность и за финал. Уж не знаю, почему она решила меньше использовать Джину и Лайонела, но вы правы, это было её осознанное решение, хотя, помню, Пэм была большой поклонницей Робин. Нам нравилось семейство Уокеров, мы действительно считали, что немного новой крови сериалу не помешает, хотя, оглядываясь назад, мы всё же должны были уделить столько же, а может и больше времени - Кэпвеллам и персонажам, которые были там с самого начала. Вот почему «Молодые и беспокойные» / The Young and the Restless (для которых я писал сценарий два года назад) имеют такие хорошие рейтинги; они концентрируются на полюбившихся персонажах, которые держатся десятилетиями.
Сценаристка Памела Лонг в титрах заключительной серии «Санта-Барбары»
Сообщение отредактировал CapRidge: Пятница, 18 марта 2022, 01:13:43