Три лучших научно-фантастических сериала 2015 года
«Фонтанка» выбрала три современных проекта, которые доказали, что научная фантастика на ТВ – удел не только подростков пубертатного периода.
Сериал «Восьмое чувство» / «Sense8»
Евангелие от Вачовски
«Восьмое чувство» от Ланы и Энди Вачовски называлось одним из главных сериалов лета 2015. Авторы культовой трилогии «Матрица» впервые попробовали свои силы на телесериальном поприще, вследствие чего интерес к премьере нового научно-фантастического сериала «Восьмое чувство» взлетел неимоверно. К тому же шоу стало очередным оригинальным продуктом мощной VOD-платформы Netflix, которая уже одним фактом сотрудничества с Вачовски, завербованными для производства 12-серийного опуса, показала всем остальным телеканалам, что их лидерство в телепроизводстве пошатнулось.
Новая сай-фай драма про уникальные экстраординарные человеческие способности дошла до зрителей со шлейфом разгромных отзывов на последний блокбастер от Вачовски «Восхождение Юпитер». Кинокритики до сих пор гадают, как люди, подарившие миру «Матрицу» и «Облачный атлас», смогли снять нечто настолько в креативном плане беспомощное, как «Восхождения Юпитер». В результате, к нетерпеливому ожиданию первого сериала от Вачовски добавился «тотализатор»: чем обернётся «Восьмое чувство» – триумфом или громким провалом. Однако, в это раз, к счастью, обошлось.
Сюжет 12-серийного драматического сериала про будущее «Восьмое чувство» типичен для всей фильмографии Ланы и Энди Вачовски. Люди из разных точек мира неожиданно оказываются ментально связанными, теперь им придется найти способ, чтобы выжить, потому что за ними начинают охотиться те, кто видит в них угрозу для этого мира… Вачовски таки подтвердили своею гениальность, в очередной раз создав целую мифологию персонажей нового сериала и разбив её на несколько подуровней. Да и чисто технически производство сериала разбрелось по всему миру. Съёмки проходили аж в 9 разных городах в разных частях света: Сан Франциско, Чикаго, Мехико, Лондон, Берлин, Рейкьявик, Найроби, Мумбаи и Сеул. Нетрудно догадаться, что бюджет сериала оказался не из дешёвых.
«Восьмое чувство» смотреть так же сложно, как пытаться вникнуть в замыслы Дэвида Линча с его легендарным «Твин Пиксом». Нельзя сказать, что первый сериал Вачовски – это размусоленная на 12 эпизодов «Матрица». Всё гораздо сложнее, и именно эта сложность позволила критикам назвать шоу самым амбициозным и странным детищем брата и сестры на сегодняшний день. Сами Энди и Лана объясняют свою грандиозную задумку очень просто: им пришлось заняться производством телесериала только потому, что в большом кино им не разрешали поднимать такие темы, как трансгендерные вопросы, сексизм и проч. Действительно, странно было бы ожидать, чтобы Нео оказался трансвеститом. Но по прошествии 15 лет герои Вачовски, пусть в сериале, уже не избегают этих проблем. Да и Лана Вачовски своим примером продемонстрировала, что вопросы гендерной идентичности а) существуют, б) решаются не так уж сложно. По большому счёту, «Восьмое чувство» рассказывает о том, как тяжело живётся в мире тем, кто непохож на окружающих. Правда, Вачовски усугубили и замаскировали эту дилемму изрядной долей спецэффектов.
Итак, «Восьмое чувство» оказалось вполне себе удачным телесериалом в жанре новомодной научной фантастики с нетривиальным месседжем и претензией вывести сам жанр на качественно новый уровень. Родственники-Вачовски в своей манере умудрились создать Вселенную еще и по визуальному решению, так что речь может идти, без преувеличения, о технологической революции в телесериальном производстве. Тут можно наблюдать качественно спроектированную компьютерную телепортацию, высокохудожественный телекинез и прочие чудеса сай-фая при несколько меньших затратах, чем в голливудских блокбастерах. Да и кастинг оказался недурным: все основные любимчики Вачовски плюс Дэррил Ханна. Интерес аудитории к «Восьмому чувству» превысил все прогнозы, сериал возглавил пиратский рейтинг самых скачиваемых фильмов, а Netflix на радостях продлил драму на 2-й сезон.
«Люди» / «Humans»
Гуманоиды как источник фобий
Ещё одной успешной новинкой минувшего летнего телесезона стала новая сай-фай драма «Люди» – совместный проект британского телеканала Channel 4, подарившего нам всеми обожаемое «Чёрное зеркало», и американской кабельной телесети AMC. Идея запустить подобный сериал посетила телебоссов, благодаря почти одноимённому шведскому телесериалу «Настоящие люди», несколько лет бьющему все рейтинги в данном сегменте телесериальной продукции в Скандинавии. Вообще, надо признать, что современные телесериалы из стран Северной Европы уже планомерно становятся основными трендмейкерами, ведь все популярные телепроекты англоязычного мира являются не чем иным как ремейками скандинавских телесериалов – от «Моста» и «Правительства» до «Убийства» и вот теперь «Людей».
Сюжет нового сериала «Люди», по большому счёту, не нов. Действие сериала разворачивается в параллельном мире, где чрезвычайную популярность приобрели новые гаджеты — высокотехнологичные роботы-слуги, которые внешне пугающе похожи на людей. Одного такого «помощника по хозяйству» приобретает живущая в пригороде семья. Вскоре они осознают, что совместная с машиной жизнь повлечёт за собой жуткие последствия.
Смотришь сериал «Люди», и в сознании всплывает космическая драма Дункана Джонсона «Луна 2112» про обратную сторону будущего. Там герой Сэма Рокуэлла оказался один на один с искусственным разумом бортового компьютера Герти, который заведовал всей жизнеобеспечивающей функцией космолёта. Противостояние человека и машины – вот зерно основного конфликта подавляющего большинства сай-фай драм и телесериалов.
С одной стороны, в новом сериале «Люди» нет бешеного экшна или умопомрачительных спецэффектов. Но саспенс работает на протяжении всей истории – и держится он исключительно на психологическом напряжении от присутствия человекоподобных машин с искусственным разумом вокруг обычных людей. Машины ведут себя почти как роботы, они вроде как лишены чувств и эмоций – просто машины в человеческом обличии с определённым набором заданных функций. Но это-то и пугает. Весь 20 век подавляющее большинство писателей фантастов пыталось спрогнозировать или нафантазировать негативные последствия развития робототехники и создания искусственного интеллекта. Так что вполне логично, что у человечества сформировались фобии, связанные с невозможностью понять и осознать тот факт, что машина может оказаться умнее нас, а значит, теоретически способна и подчинить человеческий разум своему, искусственному.
Создателям сериала «Люди» удалось настолько грамотно – не в последнюю очередь, благодаря шведскому телеаналогу, – нагнать атмосферу всеобщей паранойи, связанной с машинами, что шоу побило все летние телерейтинги и стало самым успешным проектом британского Channel 4 с 1992 года.
Итак, Люди» пришлись по душе телезрителям не только своими визуальными решениями, хотя они тоже впечатляют – и в первую очередь, актёры, играющие синтетических существ: они прошли специальную хореографическую подготовку, чтобы правильно и реалистично изображать движения человекоподобных роботов. Сценаристы сериала показали истинные людские страхи и психологическую конфронтацию между искусственным и настоящим, спровоцировав дискуссию о нужности научно-технического прогресса в таких вариациях. Разумеется, эта новая сай-фай драма в лучших традициях Стивена Кинга тоже была продлена на 2-й сезон.
«Киллджойс» / «Killjoys»
Космические кайфоломы рулят
Вообще, все любители жанра научной фантастики в телесериальном формате давным-давно знают о существовании главного рупора подобного вида кинематографа – американского телеканала SyFy, который давно и очень продуктивно внедряет сай-фай драмы в жизнь телезрителей. Он показывает сериалы по всем подвидам жанра sci-fi: от суперкосмических сюжетов до мистических историй о необъяснимых паранормальных активностях.
И вот в летней сетке телеканала SyFy оказался очередной космический экшн канадского производства «Киллджойс». Официально, новый приключенческий научно-фантастический боевик стал совместным проектом канадского телеканала Space и американской телесети SyFy. По сути это такой тинэйджерский хит.
Обитатели планеты Креш превратили ее спутники в колонии, организовав межпланетное сообщество. За соблюдением закона на всех планетах следят служители правопорядка — Датч и Джон. Несмотря на то, что любое нарушение предписанных правил поведения строго наказывается, Датч готова преступить закон ради достижения цели, а вот её напарник, Джон, наоборот, считает, что насилие — зло и нужно стараться уладить любой конфликт без применения силы. Отношения между главными героями ещё больше осложняются, когда членом команды становится брат Джона, Дэйвин.
Поначалу может показаться, что «Киллджойс» – очередная телеэпопея а-ля экранизации знаменитых комиксов Marvel и DC Comics. Их «Агенты Щ.И.Т.», «Стрела», «Флэш» и другие многосерийные телепроекты вполне успешно идут на телеэкранах планеты. «Киллджойс» – типичный образец сериала, который входит в число наследников знаменитой космической франшизы «Star Track», заполонившей телеэфир ещё в далёких 60-х годах прошлого столетия. Таких сериалов на современном ТВ предостаточно. Но чем теперь подобные космические одиссеи могут привлечь капризную и искушённую телеаудиторию? Тем же, чем голливудские шедевры: «Аватар» и «Гравитация», «Звездные войны» и «Звездный путь». Умопомрачительной картинкой, на фоне которой бесконечные разговоры и диалоги между главными героями, занимающими половину экранного времени, о том, кто виноват, кто кого не любит и кто в кого тайно влюблён, – вовсе не утомляют. Как зарубежным коллегам удается добиваться такой картинки – спросить вы. Очень просто.
Практически все телесериалы в Америке снимаются на киностудиях, а телеканалы просто-напросто выступают заказчиками телепроектов. Они платят деньги, заказывают новые телесериалы, выбирают пилоты тех шоу, которые им приглянулись, а их полным производством занимаются всё те же «Двадцатый Век Фокс», Universal, Warner Brothers, Lions Gate и т.д., давным-давно имеющие телевизионные подразделения. То есть, американские телесериалы снимаются теми же студиями, которые выпускают крутое космическое кино полного метра. В России ситуация пока другая, у нас телесериалы считаются низким жанром и уделом самих телеканалов.
А снять сериал про космос – тем более, в жанре космичесого боевика – дело очень дорогостоящее, причем, большая часть бюджета уходит на так называемый постпродакшн – визуальные спецэффекты, компьютерную графику и прочие декоративные элементы, которые, собственно говоря, и делают в итоге сериал крутым и увлекательным для просмотра. «Киллджойс» мог пойти по обычному дешёвому пути: посадить основных героев в какой-нибудь космических корабль, одеть их в банальные костюмы будущего, и вот бы они сидели все 10 серий и выясняли между собой отношения. Но создатели шоу пошли по другому пути: местами, глядя на экран, действительно забываешь, что смотришь сериал, а не большое кино.
Казалось бы, можно ли в эпоху главенства крутого космического телесериала «Тёмная материя» снять что-то круче? Возможно, «Киллджойс», конечно, не круче, но и не хуже. В «Киллджойс» и темы попроще, и сюжет подинамичнее, и экшна побольше, чем в знаменитой «Темной материи». В общем, немудрящие, но выдающимся образом оформленные истории про охотников за головами – космических преступников, где все стреляют, гоняются друг за другом, да ещё и отношения между собой успевают выяснять, пришлись по вкусу публике, обеспечившей своим вниманием решение продюсеров о втором сезоне.
Так что, как ни крути, а опыт показывает, что сериалы – это не отдельное искусство, а то же кино, которое на коленке снять не получится. И чем скорее это осознают отечественные продюсеры, тем быстрее мы увидим качественный российский сериал в жанре sci-fi, который пока что представляется чем-то из области фантастики.
Текст: Андрей Смирнов
Источник: http://calendar.font...u/articles/2857/