Друзья мои, хотелось бы поговорить на тему, которую за все долгие годы сущестования форума, похоже, подробно никто не обсуждал - о религиозных и антирелигиозных мотивах в сериале. Сразу же предупреждаю - все нижесказанное есть мое ба-альшое ИМХО...
Так вот, в сериале, по-моему, имеются довольно смелые для такой традиционной католической страны, как Италия, антиклерикальные мотивы - несмотря на яркие положительные образы священников.
Уже в первой части мы видим несомненно положительного героя - священника дона Манфреде, открывшего приют для перевоспитания накроманов и регулярно прозносящего с церковного амвона гневные проповеди против мафии . Правда, общеизвестные представители той самой городской мафии во главе с "уважаемым человеком" адвокатом Терразини сидят тут же, на почетных скамьях в церкви и спокойно его слушают (блестящий образец чернушного юмора). И родной брат дона Манфреде - продажный журналист Нанни Сантамария - открыто защищает в телеэфире интересы организованной преступности.
Во второй части , насколько я помню, есть несколько антирелигиозных монологов разочаровавшегося в высшей справедливости Каттани. Комиссар, воспитывавшийся явно в традиционной клерикальной семье среднего достатка, приходит к вполне марксистскому выводу: "Никто не даст нам избавленья - ни Бог, ни царь и ни герой!"
ИМХО особенно сильны антиклерикальные мотивы в третьей части и в четвертой части сериала - в дальнейшем эта тема отходит на второй план, хотя и присутствует во всем фильме, вплоть до ущербной "десятки".
Кто что думает по этому поводу?
0
Религиозные и антиклерикальные мотивы в "Спруте"
Религиозные, антирелигиозные мотивы, образы священников
Автор
Grey mist, Воскресенье, 17 января 2016, 14:21:15
Последние сообщения
Новые темы
-
Двойник / Чернильный дождь и облака 嫡嫁千金 / 墨雨云间 Китай 20244
Азиатские сериалы. Дорамы и live-actionkuvshinka, 23 Ноя 2024, 10:25
-
"Государственное преступление" ("Delitto di stato")6
Итальянские сериалыluigiperelli, 17 Ноя 2024, 13:16
Я говорю об антирелигиозных, антицерковных мотивах. Скажем, в третьей части Каттани ищет душевный покой в мионастыре - и не находит. Более того - монастырские стены становятся ареной бандитских разборок (как и приют брата Бернардо).
Антирелигиозные мотивы ярче всего видны именно в третьей части: Каттани после смерти жены, дочери и многих коллег практически полностью потерял веру. Он пытается вести беседы с аббатом Ловани (который ушел в монастырь из политики), но это никак не помогает. И в конце концов, он приходит к выводу, что только люди могут восстановить справедливость (когда начинает работать с Бертом Дидонато), отрицая тезис "На все воля божья". И дальнейшие события лишь убеждают его в собственной правоте - когда мафия прямо в стенах монастыря убивает аббата (из-за тех документов) и Анну Антинари.
Далее, заметьте в четвертой части брат Бернардо уже находится вне церкви как таковой: он основал приют для детей, но не под крышей официальной церкви. Здесь уже есть определенный выпад против официальной церковной администрации.
Далее, заметьте в четвертой части брат Бернардо уже находится вне церкви как таковой: он основал приют для детей, но не под крышей официальной церкви. Здесь уже есть определенный выпад против официальной церковной администрации.
Teleman, а почему Вы считаете всё это антирелигиозными мотивами? Я так понимаю, если есть такие мотивы, то они от авторов должны исходить, а не от персонажей, который могут относиться к вере абсолютно по-разному.
Все религиозные деятели "Спрута" - это ум, честь, совесть и нравственное начало сериала.
-
Это отношение к религии отдельно взятого персонажа, пусть и главного. Разве он был верующим в 2-х первых частях? Свое вероисповедание ( то есть, отсутствие такового) он упоминает единожды в 3-й части. Он говорит, что атеист, но завидует верующим. Ну как, атеист. Он такой атеист у которого к Богу много претензий. Уж не знаю, как это классифицировать.
Эпизод, когда Коррадо в невменяемом состоянии приходит в монастырь и начинает богохульствовать. Священник, который его встретил (это аббат Ловани был? Я не помню) не прогнал его, хотя тот оскорблял его самые высшие чувства, он пригласил войти и оказал помощь. Разве это недостойное поведение, порочащее монастырь?
- Если вспомнить, в каком состоянии он пришёл в монастырь, то там ему очень здорово помогли.
- Кроме этого тезиса ещё есть тезисы о том, что у Бога нет рук, кроме человеческих, молитва без дел мертва, "стучите и вам отворят..." Коррадо просто приравнивает тезис "На все воля божья" к пассивности, но это его личное мнение.
- А каким образом это подтверждает правоту Коррадо?
- Он просто изменил способ служения, но не свои убеждения. И там не сказано, почему он покинул церковь, может, его новое расписание, когда он 24 часа в сутки занят с детьми (у него ведь не было помощников) не ложилось на расписание монаха.
Когда Коррадо спрашивает его "Куда смотрит твой Бог", Бернардо его одергивает: "Да кто ты такой, чтобы осуждать Господа?"
Или Вы считаете, что сценаристы целиком и полностью с Коррадо согласны по этому вопросу?
Для меня всё же определяющий фактор - это личности религиозных деятелей сериала. И Манфреди, и Ловани, и Бернардо. И заметьте, что Коррадо к ним тянулся и уважал их.
Все религиозные деятели "Спрута" - это ум, честь, совесть и нравственное начало сериала.
Цитата
Антирелигиозные мотивы ярче всего видны именно в третьей части: Каттани после смерти жены, дочери и многих коллег практически полностью потерял веру.
Это отношение к религии отдельно взятого персонажа, пусть и главного. Разве он был верующим в 2-х первых частях? Свое вероисповедание ( то есть, отсутствие такового) он упоминает единожды в 3-й части. Он говорит, что атеист, но завидует верующим. Ну как, атеист. Он такой атеист у которого к Богу много претензий. Уж не знаю, как это классифицировать.
Эпизод, когда Коррадо в невменяемом состоянии приходит в монастырь и начинает богохульствовать. Священник, который его встретил (это аббат Ловани был? Я не помню) не прогнал его, хотя тот оскорблял его самые высшие чувства, он пригласил войти и оказал помощь. Разве это недостойное поведение, порочащее монастырь?
Цитата
Он пытается вести беседы с аббатом Ловани (который ушел в монастырь из политики), но это никак не помогает.
Цитата
И в конце концов, он приходит к выводу, что только люди могут восстановить справедливость (когда начинает работать с Бертом Дидонато), отрицая тезис "На все воля божья".
Цитата
И дальнейшие события лишь убеждают его в собственной правоте - когда мафия прямо в стенах монастыря убивает аббата (из-за тех документов) и Анну Антинари.
Цитата
Далее, заметьте в четвертой части брат Бернардо уже находится вне церкви как таковой: он основал приют для детей, но не под крышей официальной церкви. Здесь уже есть определенный выпад против официальной церковной администрации.
Когда Коррадо спрашивает его "Куда смотрит твой Бог", Бернардо его одергивает: "Да кто ты такой, чтобы осуждать Господа?"
Или Вы считаете, что сценаристы целиком и полностью с Коррадо согласны по этому вопросу?
Для меня всё же определяющий фактор - это личности религиозных деятелей сериала. И Манфреди, и Ловани, и Бернардо. И заметьте, что Коррадо к ним тянулся и уважал их.
Сообщение отредактировал Clair: Понедельник, 18 января 2016, 13:18:21
Друуья мои, я очень рада, что моя тема оказалась актуальной и встретила столько откликов.
Что касается Каттани - можно предположить, что он был воспитан верующим, но потом разочаровался не столько в религии, сколько в традиционной церкви как части корумпированной государственной машины. Он стал атеистом именно в вышесказанном марксистском смысле, то есть привык сам решать свои проблемы (и мстить врагам), не надеясь на помощь абстрактного доброго боженьки и его земных служителей.
"Есть вера, и есть поповщина!"
То же самое, хоть и в меньшей степени, можно сказать и о брате Бернардо. Он решил покинуть монастырь именно после убийства аббата Ловани - заботой о детях он занимался и раньше и мог бы продолжать это делать и в рамках официальной церкви.
Насколько я помню, сначала он даже поверил в гнусную инсценировку мафии , когда труп несчастной Анны Антинари подбросили в постель к убитому праведному аббату - т.е. при всей своей набожности он уже имел значительные сомнения в собственных "братьях" по монастырю.
На счет церковной и светской морали - только на первый взгляд кажется. что основные нравственные принципы здравомыслящего верующего и порядочного атеиста совпадают. На самом деле официальная религия предъявляет к "воцерковленному верующему" множество вполне конкретных требований.
Например - гордо выкинув чек, полученный от Каридди, брат Бернардо поступил совсем не по-христиански. Это лишь буддийские монахи имеют право "перевернуть чашу для пожертвований вверх дном " и не принять милостыню от тех, кого они считают недостойными людьми - но не христианские священники.
И будь Бернардо по-прежнему официальным церковнослужителем, его бы за это наказали.
Насколько я понимаю, приют существовал на пожертвования, и если глубокоуважаемый монах-расстрига был таким принципиальным, то он у ВСЕХ благотворителей должен был бы сначала требовать справку из фининспекции о происхождении их доходов
Короче, если Каттани - атеист, то бывший монах Бернардо - латентный буддист .
.
Что касается Каттани - можно предположить, что он был воспитан верующим, но потом разочаровался не столько в религии, сколько в традиционной церкви как части корумпированной государственной машины. Он стал атеистом именно в вышесказанном марксистском смысле, то есть привык сам решать свои проблемы (и мстить врагам), не надеясь на помощь абстрактного доброго боженьки и его земных служителей.
"Есть вера, и есть поповщина!"
То же самое, хоть и в меньшей степени, можно сказать и о брате Бернардо. Он решил покинуть монастырь именно после убийства аббата Ловани - заботой о детях он занимался и раньше и мог бы продолжать это делать и в рамках официальной церкви.
Насколько я помню, сначала он даже поверил в гнусную инсценировку мафии , когда труп несчастной Анны Антинари подбросили в постель к убитому праведному аббату - т.е. при всей своей набожности он уже имел значительные сомнения в собственных "братьях" по монастырю.
На счет церковной и светской морали - только на первый взгляд кажется. что основные нравственные принципы здравомыслящего верующего и порядочного атеиста совпадают. На самом деле официальная религия предъявляет к "воцерковленному верующему" множество вполне конкретных требований.
Например - гордо выкинув чек, полученный от Каридди, брат Бернардо поступил совсем не по-христиански. Это лишь буддийские монахи имеют право "перевернуть чашу для пожертвований вверх дном " и не принять милостыню от тех, кого они считают недостойными людьми - но не христианские священники.
И будь Бернардо по-прежнему официальным церковнослужителем, его бы за это наказали.
Насколько я понимаю, приют существовал на пожертвования, и если глубокоуважаемый монах-расстрига был таким принципиальным, то он у ВСЕХ благотворителей должен был бы сначала требовать справку из фининспекции о происхождении их доходов
Короче, если Каттани - атеист, то бывший монах Бернардо - латентный буддист .
.
Сообщение отредактировал Grey mist: Понедельник, 18 января 2016, 15:30:29
Цитата
Насколько я помню, сначала он даже поверил в гнусную инсценировку мафии , когда труп несчастной Анны Антинари подбросили в постель к убитому праведному аббату - т.е. при всей своей набожности он уже имел значительные сомнения в собственных "братьях" по монастырю.
Цитата
Например - гордо выкинув чек, полученный от Каридди, брат Бернардо поступил совсем не по-христиански. Насколько я понимаю, приют существовал на пожертвования...
Это точно, причем сразу по двум причинам: он отказался взять деньги, которые для приюта, я думаю, не были лишними, то есть тем самым он чего-то лишил детей: новых игрушек, одежды... И вторая причина: деньги, которые ему давал Тано, по сути были деньгами Греты, которыми он распоряжался.
Clair (Понедельник, 18 января 2016, 05:35:48) писал:
Teleman, а почему Вы считаете всё это антирелигиозными мотивами? Я так понимаю, если есть такие мотивы, то они от авторов должны исходить, а не от персонажей, который могут относиться к вере абсолютно по-разному.
Цитата
Эпизод, когда Коррадо в невменяемом состоянии приходит в монастырь и начинает богохульствовать. Священник, который его встретил (это аббат Ловани был? Я не помню) не прогнал его, хотя тот оскорблял его самые высшие чувства, он пригласил войти и оказал помощь. Разве это недостойное поведение, порочащее монастырь?
Я всегда считал, что оскорбить чьи-либо чувства (тем более, религиозные) невозможно, это абсурд. Чувства нельзя оскорбить, можно оскорбить человека. И задача любого глубоковерующего человека, тем более, обличенного саном, как раз обратить неверующего в свою веру. И оскорбляться тут нечему. Тем более, прогонять.
Цитата
- А каким образом это подтверждает правоту Коррадо?
Цитата
Или Вы считаете, что сценаристы целиком и полностью с Коррадо согласны по этому вопросу?
Цитата
Для меня всё же определяющий фактор - это личности религиозных деятелей сериала. И Манфреди, и Ловани, и Бернардо. И заметьте, что Коррадо к ним тянулся и уважал их.
Уважаемый Телеман, рада с вами снова виртуально встретиться и спасибо за поддержку!
Что касается сценаристов и персонажей - как сказал Альбер Камю: "Писатель -- это не какой-то один персонаж, а все его персонажи, вместе взятые". И, естественно, главный положительный герой Каттани не может не быть в какой-то степени рупором авторских идей.
Видимо, я недостаточно ясно выразилась - речь в сериале ИМХО идет не об отдельных безусловно симпатичных священниках, а о тонких намеках на достаточно "толстый" кризис традиционных церковных институтов.
. Повторяю - для такой традиционно религиозной страны, как Италия, даже скрытыте антиклерикальные мотивы выглядят довольно смело.
Я не специалист, но, насколько мне известно, в Италии церковь занимает почти такое же место, как и в постперестроечной России -- все насквозь коррумпированные чиновники и бизнесмены на публике должны демонстрировать глубокую набожность, регулярно посещать церковь, рассуждать о духовности и т.п., что не мешает им продолжать творить свои грязные делишки...
И, кстати, отнюдь не все священники в сериале достойны высокого звания "ум, честь и совесть эпохи". Как вы назовете исповедника из восьмой части, которому несчастная Розария рассказывает, что отморозок Пьетро, изнасиловавший ее буквально у гроба убитого им же ее отца, требует, чтобы она стала его женой? Этот достойный служитель Господа, помнится, советовал ей смириться с судьбой. (вместо того, чтобы, например, предоставить ей убежище где-нибудь в монастыре).
Насколько я (как агностик) разбираюсь в христианской морали, пассивное непротивление злу - это отнюдь не добродетель...
Это поведение попа как раз соответствует исторической действительности - на Сицилии зачастую священники не только видели во влиятельных мафиози лучших своих прихожан, но и сами были полноправными участниками бандформирований.
Что касается сценаристов и персонажей - как сказал Альбер Камю: "Писатель -- это не какой-то один персонаж, а все его персонажи, вместе взятые". И, естественно, главный положительный герой Каттани не может не быть в какой-то степени рупором авторских идей.
Видимо, я недостаточно ясно выразилась - речь в сериале ИМХО идет не об отдельных безусловно симпатичных священниках, а о тонких намеках на достаточно "толстый" кризис традиционных церковных институтов.
. Повторяю - для такой традиционно религиозной страны, как Италия, даже скрытыте антиклерикальные мотивы выглядят довольно смело.
Я не специалист, но, насколько мне известно, в Италии церковь занимает почти такое же место, как и в постперестроечной России -- все насквозь коррумпированные чиновники и бизнесмены на публике должны демонстрировать глубокую набожность, регулярно посещать церковь, рассуждать о духовности и т.п., что не мешает им продолжать творить свои грязные делишки...
И, кстати, отнюдь не все священники в сериале достойны высокого звания "ум, честь и совесть эпохи". Как вы назовете исповедника из восьмой части, которому несчастная Розария рассказывает, что отморозок Пьетро, изнасиловавший ее буквально у гроба убитого им же ее отца, требует, чтобы она стала его женой? Этот достойный служитель Господа, помнится, советовал ей смириться с судьбой. (вместо того, чтобы, например, предоставить ей убежище где-нибудь в монастыре).
Насколько я (как агностик) разбираюсь в христианской морали, пассивное непротивление злу - это отнюдь не добродетель...
Это поведение попа как раз соответствует исторической действительности - на Сицилии зачастую священники не только видели во влиятельных мафиози лучших своих прихожан, но и сами были полноправными участниками бандформирований.
1 посетитель читает эту тему: 0 участников и 1 гость