Вот и закончена демонстрация всех частей Спрутов по нашему питерскому телеканалу Сто. «Стошникам» большое спасибо лично от меня. Все они молодцы, пусть возьмут с полки пирожки с яблоками.
По поводу Спрута-10:
Первое – театр одного актера. Ремо, как всегда молодец, как соленый огурец, есть еще порох в пороховницах – пусть возьмет с полки пирожки с брусникой. Остальные, включая режиссера пирожков не заслужили. Ибо за что я люблю Спруты – за череду ярких характеров, за интересных героев, которых запоминаешь сразу же, за ярко поставленные сцены. Тут – ни фига подобного. Что случилось с Сильвией? На протяжении всего фильма она ходит с одним и тем же выражением на лице. Ощущение складывается такое, что бедную актрису так нагримировали, что она не единым мускулом не может двинуть. Остальные герои невнятные и какие-то мутные, словно ватой набитые. Разве что кое-какую эмоцию вызывает премерзейший дед Рамонтэ – стойкое отвращение. Не знаю – до сего момента, я думала, что самый мерзкий герой Спрутов – Солимбени, но Солимбени труслив, хитер, изворотлив, готов под каждого прогнуться и всех предать разом, похож на трусливую вороватую мышь, вобщем масса ассоциаций. Также и с остальными отрицательными героями Спрутов. А этот блин, дед мороз красный нос борода из ваты… Я правда в Спруте-7 его не видела, но все равно – вот например Эспиноза в шестерке – казалось бы тоже этакий мастадонт, динозавр закостеневший, а какой яркий образ… Здесь же скучно, господа.
Второе – съемки. Ну тут и без меня заметили странную камеру, которая живет собственной жизнью. Нормально, нормально, и вдруг – будто превращается в любительскую. Чес говоря я еще нигде такого приема не видела. К чему это? Создает какое-то впечатление бедности – бедного фильма, на который деньги собирали, пустив шапку по кругу.
Третье – Дурное японское аниме. Почему? Объясняю – в аниме бытует такой принцип: живут себе герои живут, борятся с плохими дядями, теряют друзей, приобретают друзей и т.п. и т.д. И вдруг сценаристы делают финт ушами и выясняется, что мир, в котором жили герои и не мир вовсе, а какая-нибудь параллельная вселенная и тот с кем они боролись и считали плохим дядькой, вовсе и не плохой дядька, а очень даже хороший, а самый плохой – это и не дядька вовсе, а какая-нибудь субстанция, типа разум вселенной, который в свою очередь был создан для того чтобы уравновесить силы добра и зла, а создал его… Вобщем без бутылки водки не разберешься. Что мы наблюдаем в Спрутах, следующих после шестерки? Какие-то общества, которые над куполом и над правительством, какие-то демонические профессора. При всем уважении к комиссару Каттани – что уж прямо он такая важная птица? И зачем раздувать в черт знает что? Я понимаю, что в Спрутах, помимо художественного очень важен социальный, политический аспект, он в Италии не просто фильм, а своеобразное оружие, но имхо все что чересчур, то нелепо. К тому же все как-то притянуто за уши, множество нестыковок с предыдущими Спрутами, потому что в предыдущих Спрутах ничего подобного не задумывали. Вобщем сплошные высасывания из пальца. Типа, чтобы глобально. Смахивает все это на какую то альтернативную концовку, вот. Типа, а если не так, то вот как.
Четвертое – фильм умудрились состряпать скомканным и одновременно затянутым. События развиваются очень быстро, но одновременно ужасно раздражает, например как без конца показывают Тано, который часами наблюдает за Джулией. Ну раз, ну два показали - сколько можно. Без конца показывают его воспоминания - большими кусками. Может и показывать больше было нечего? Надо же как-то серию забить – вот и забивают. Не понравилось, что нет ни одного упоминания о Давидэ – будто его и не было вообще, о Марии Тано даже перед смертью не вспомнил. Ну не может так быть. Спрут-10 – какой-то выключенный из сюжетной канвы – повторюсь, выглядит, как некая альтернативная концовка.
Пятое – Мученик. Да-да речь пойдет о многострадальном Тано, который мучился, мучился, мучился и, наконец, отмучился. Вернее сгинул – да скорее не умер, а именно сгинул. Ну, актера я уже хвалила и стоит добавить, что собственно Тано – это единственное ради чего я пересмотрела Спрут-10. Сильное впечатление производит его последняя беседа с Джулией и «поход на Голгофу». И это единственные эпизоды, которые производят сильное впечатление (да, еще мне очень понравилась его речь про цветы зла в начале фильма – но это я так поняла эпизод из Спрута-7 + неплохо он «отделал» членов кружка профессора Рамонтэ). Но и только. Все остальное - надуманное появление "подарка судьбы" -девушки похожей на Эстер, да то что Тано опять получил по лбу наступив на свои любимые грабли - не оригинально, не то что бы плохо показано - ну какое то все неестественное, может потому что всего две серии? Сколько вообще можно мусолить одно и то же?
Конец все равно умудрились – даже после такого трагического и тяжелого эпизода с Тано сделать НЕВНЯТНЫМ. Органный хорал вдруг резко перешел в мышиный писк. А как здорово умели ставить точки в предыдущих Спрутах (с первого по шестой) – и мудро и сильно и со вкусом, даже пафос и символизм – и то выглядели очень уместно. Разучились.
Вывод – невнятно, притянуто за уши, скучно, нелепо. Тано вот жалко – такой трагической судьбы и врагу не пожелаешь. Но в остальных спрутах еще была идея борьбы – как бы трагически фильм не заканчивался – было понятно, что борьба между добром и злом все равно продолжается – между полицией и мафией и в каждом отдельно взятом человеке. Но кто его знает – может ныне ситуация в Италии такова, какой ее показал этот фильм? Черт его знает.
Из всех художественных достоинств – один Тано, из всех социально, политических аспектов – вывод один: безнадега, неопределенность.
Грустно.