Перейти к содержимому

Телесериал.com

Вспомогательная тема по Китаю

Полезная информация о традициях, личностях, местах. Дорамная и реальная историческая.
Последние сообщения

Сообщений в теме: 218
#151
DeJavu
DeJavu
  • Автор темы
  • Магистр
  • PipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участники
  • Регистрация: 23 Авг 2012, 20:39
  • Сообщений: 10212
  • Пол:

Просмотр сообщения Цитата

Ну так любая просьба дерзость.
Не любая и не всегда. Вот практически чуть дальше ситуация изменилась и то же самое поведение было воспринято по другому.

Просмотр сообщения Цитата

Мы ведь видим на императорских планёрках, как министры дерзят - бухаются в ноги, и ничего, император терпит.
Кто терпит, кто нет, по обстоятельствам. Это и есть нюансы ситуаций. Много переменных в каждой.

Сообщение отредактировал DeJavu: Понедельник, 16 декабря 2024, 15:57:36

 

#152
DeJavu
DeJavu
  • Автор темы
  • Магистр
  • PipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участники
  • Регистрация: 23 Авг 2012, 20:39
  • Сообщений: 10212
  • Пол:
В древнекитайском этикете стояние на коленях и сидение на коленях отличались не только положением тела, но и эмоциональным подтекстом:

1. Эмоциональный подтекст:
- Стояние на коленях выражало более глубокое смирение, покорность и почтение. Это была поза крайнего унижения и подчинения.
- Сидение на коленях было более сдержанным и менее эмоциональным выражением уважения. Оно не несло такого сильного эмоционального подтекста.

2. Степень подчинения:
- Стояние на коленях демонстрировало полное подчинение воле и авторитету того, перед кем преклонялись.
- Сидение на коленях выражало уважение, но не такую крайнюю степень подчинения.

3. Ритуальное значение:
- Стояние на коленях имело более глубокое ритуальное и религиозное значение, связанное с почитанием предков, богов и императора.
- Сидение на коленях могло использоваться в менее формальных ритуальных контекстах.

4. Социальный статус:
- Стояние на коленях подчеркивало более низкий социальный статус человека по отношению к тому, перед кем он преклонялся.
- Сидение на коленях могло использоваться людьми более высокого статуса в общении с подчиненными.

Таким образом, стояние на коленях в древнекитайском этикете выражало более глубокое смирение, подчинение и ритуальное значение, в то время как сидение на коленях было более сдержанным и менее эмоциональным выражением уважения.
 

#153
DeJavu
DeJavu
  • Автор темы
  • Магистр
  • PipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участники
  • Регистрация: 23 Авг 2012, 20:39
  • Сообщений: 10212
  • Пол:
Ярчайший пример из дорам. Главарь разбойников из Фениксов, за которым все охотились. Нин И чтобы прищучить Чан Юаня, остальные чтобы убить и не дать Нин И это сделать. Главарь заявился к Нин И ночью в дом, и в процессе разговора когда каялся в убийстве следователя именно стоял на коленях. В той ситуации без всяких разночтений он хотел выразить крайнюю степень смирения и раскаяния.
При этом даже отказался встать, то есть надерзил. С точки зрения иерархии. Но с Нин И так можно, он добрый)
Но будь допустим ситуация та же, но вместо Нин И кто-то с другими намерениями и характером реакция была бы другой.

Сообщение отредактировал DeJavu: Понедельник, 16 декабря 2024, 17:31:23

 

#154
kuvshinka
kuvshinka
  • Магистр
  • PipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участники
  • Регистрация: 23 Авг 2018, 17:06
  • Сообщений: 10083
  • Откуда: Барнаул
  • Пол:

Просмотр сообщенияDeJavu (Понедельник, 16 декабря 2024, 17:21:05) писал:

При этом даже отказался встать, то есть надерзил. С точки зрения иерархии. Но с Нин И так можно, он добрый)
Но будь допустим ситуация та же, но вместо Нин И кто-то с другими намерениями и характером реакция была бы другой.
Была бы другой реакция на прегрешения разбойника, в которых он винится. А на такое нарушение иерархии как отказ встать с колен была бы точно такая же, никакая. Реакция на такую "дерзость" - заметочка в мозгу "припекло тебя, так просто не отделаюсь".

Нет ни одного примера яркой реакции на такое нарушение иерархии как перемена позы. Потому что "снявши голову по волосам не плачут". У того кто просит о чём-то на коленях голова забита другими опасениями совсем.

Сообщение отредактировал kuvshinka: Вторник, 17 декабря 2024, 06:09:26

 

#155
DeJavu
DeJavu
  • Автор темы
  • Магистр
  • PipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участники
  • Регистрация: 23 Авг 2012, 20:39
  • Сообщений: 10212
  • Пол:
В древнем Китае время суток делилось на 12 равных частей, называемых "часами" или "часовыми периодами". Каждый час имел свое название, связанное с животными или элементами природы. Вот список этих часов с названиями на китайском языке с пиньинем и русским переводом:

* 子时 (zǐ shí) - час Крысы (23:00-01:00)
* 丑时 (chǒu shí) - час Быка (01:00-03:00)
* 寅时 (yín shí) - час Тигра (03:00-05:00)
* 卯时 (mǎo shí) - час Кролика (05:00-07:00)
* 辰时 (chén shí) - час Дракона (07:00-09:00)
* 巳时 (sì shí) - час Змеи (09:00-11:00)
* 午时 (wǔ shí) - час Лошади (11:00-13:00)
* 未时 (wèi shí) - час Овцы (13:00-15:00)
* 申时 (shēn shí) - час Обезьяны (15:00-17:00)
* 酉时 (yǒu shí) - час Петуха (17:00-19:00)
* 戌时 (xū shí) - час Собаки (19:00-21:00)
* 亥时 (hài shí) - час Свиньи (21:00-23:00)

Эти часы использовались для определения времени суток и планирования различных мероприятий, таких как ритуалы, церемонии и повседневные дела.

Сообщение отредактировал DeJavu: Вторник, 17 декабря 2024, 16:47:29

 

#156
DeJavu
DeJavu
  • Автор темы
  • Магистр
  • PipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участники
  • Регистрация: 23 Авг 2012, 20:39
  • Сообщений: 10212
  • Пол:
УДК 395(510) https://doi.org/10.24158/fik.2019.8.30
Ван Дань
аспирант департамента искусств и дизайна
Школы искусств и гуманитарных наук
Дальневосточного федерального университета
ЭВОЛЮЦИЯ КИТАЙСКОГО
ЭТИКЕТА ПРИВЕТСТВИЯ
ДО СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Аннотация:
Культура ритуалов и обычаев является неотъем-
лемой частью традиционной китайской куль-
туры. Ритуал выступает в роли стандартизиро-
ванной нормы и помогает формализовать повсе-
дневное общение людей в Китае. Предметом ис-
следования выступила эволюция китайского эти-
кета приветствия до Синьхайской революции,
в период господства конфуцианства. Изучены
различные формы этикета в зависимости от
того, в каком порядке они появлялись в истории
Китая. Новизна исследования состоит в сравни-
тельном анализе различных форм приветствия
в китайском этикете – выполняемого на коленях
и с помощью рук, а также в выявлении и подроб-
ном описании девяти форм поклонения на коленях.
Отмечено, что поклонение на коленях играло
большую роль в укреплении феодальной иерархии,
поэтому ему уделялось больше внимания в китай-
ском обществе, чем приветствию руками. Однако
с созданием Китайской Республики в 1912 г. ри-
туал поклонения на коленях стал применяться
реже, ему на смену пришел ритуал приветствия
стоя. До нашего времени сохранилась форма при-
ветствия сложенными вместе руками (стоя), ха-
рактерная для повседневного этикета, широко
распространенная в китайском обществе и вы-
ступающая важной частью традиционной куль-
туры.

Культура ритуалов и обычаев является неотъемлемой частью традиционной китайской культуры и потому относится к категории надстроек человеческого общества. Основной целью исследования является изучение различных форм этикета приветствия в зависимости от того, в каком порядке они появились в истории китайской культуры. Исследование выполнялось в рамках диахронического подхода.
Традиционная культура Китая давно входит в сферу интересов российских исследователей. В научной литературе традиционные формы этикета
рассматриваются как важная характеристика китайского феодального общества либо оцениваются с позиций российского (западного)
этикета. Другое направление в исследованиях китайского этикета – его изучение в рамках китайской философии этики [1]. Этикет в контексте своего практического применения неотделим от китайских педагогических концепций [2]. Однако многообразие его форм, специфические особенности, продиктованные социально-историческими условиями развития Китая, остались вне сферы внимания российских исследователей.
С началом политики реформ и открытости в Китае наблюдается активный процесс формирования социогуманитарной науки, адекватной современным условиям. Традиционный этикет также стал предметом исследований. Китайские ученые сосредоточили свое внимание на его происхождении, многообразии форм. Однако сравнительного анализа форм этикета в китайских
источниках мы не обнаружили.
 

#157
DeJavu
DeJavu
  • Автор темы
  • Магистр
  • PipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участники
  • Регистрация: 23 Авг 2012, 20:39
  • Сообщений: 10212
  • Пол:
В статье проведено сравнение двух форм этикета приветствия – на коленях и руками, проанализированы девять форм этикета поклонения на коленях, выявлены сходство и различия
между ними.
Чтобы понять ритуалы и обычаи традиционного китайского общения, мы должны достаточно глубоко изучить особенности конкретных исторических этапов, рассмотреть процесс формирования культуры ритуалов и обычаев в сочетании с производственными отношениями того времени.
Ритуалы и обычаи повседневного общения являются важной частью китайской традиционной культуры, универсальным образом действий в повседневной жизни, а также основой традиционной китайской культуры. Китайские традиционные повседневные ритуалы и обычаи зависят от опыта, привычек и естественных эмоций отдельных людей. Люди должны соблюдать некоторые основные нормы поведения в своей повседневной жизни. В китайской цивилизации эта институционализированная, стандартизированная норма поведения является ритуалом. Ритуал формализует повседневный порядок общения людей. Как сказал французский мыслитель
Ш.Л. Монтескье, «жизнь китайцев полностью ориентирована на ритуал» [3, с. 316]. Ритуал как стандартизированная и институционализированная нравственная норма и как модель поведения, которой люди должны следовать в ежедневном общении, показывает, как нужно приветствовать друг друга, провожать и соблюдать приличия.
В истории Китая, которая оказала большое влияние на развитие этикета, мы сосредоточимся на этапе, предшествовавшем Синьхайской революции [4]. Доминирующей идеей этапа являлось конфуцианство, таким образом, его можно также называть периодом конфуцианства.
В древние времена китайская цивилизация была еще не развита. Деятельность людей осуществлялась наиболее простым способом. Люди в первую очередь заботились о доступе к пище,
которая нужна была им, чтобы выжить, другим аспектам жизнедеятельности внимание практически не уделяли. Этикет не являлся предметом первой необходимости, не имел никакого значения
для членов общества, поэтому поведение людей в семье или их общение в обществе происходило в произвольной форме.
В древние времена у китайцев, будь то императорский дворец или жилище простолюдина, не было предметов мебели, такой как стол, стул, табурет и др. На полу лежала циновка, сплетенная из тростника и бамбуковой лучины. На ней ели, читали, что-то обсуждали. Такая циновка
называется Си Цзы (席子). Си Цзы становится первой необходимостью в повседневной жизни
китайцев. Одновременно вырабатывается привычка сидеть на земле. Высокопоставленные сановники и родовитая знать, родственники императора или простые люди – все сидели на циновке. Они делали это следующим образом: преклоняли колени, при этом опираясь бедрами на пятки. Это сидячее положение в Китае называется Цзо Цзы (坐姿). Это положение не демонстрирует особого отношения собеседников друг к другу, не является выражением уважения или почтения. Люди просто сидят друг напротив друга. Но если они должны выразить кому-либо свое почтение, то их поза изменяется. Они распрямляют спину, отрывают бедра от пяток, и тогда Цзо Цзы превращается в Гуй Цзы (跪姿) – положение стоя на коленях. Если при этом человек касается руками земли, то это Бай Цзы (拜姿) – положение поклонения на коленях. Когда голова человека
соприкасается с землей, то это Коу Шоу (叩首) – кланяться в землю.
По мере исторического развития этикет поклонения на коленях используется все чаще и чаще.
Конфуцианская идеология долгое время существовала в качестве основной идеологии китайского общества. Конфуцианская этика в течение нескольких столетий занимала доминирующее положение в китайском феодальном обществе. Хотя основная цель принципа Ли И – ‘этикет и нравственность’ (礼义) состоит в том, чтобы поддерживать систему феодальной иерархии патриархального общества, постепенно он превратился в норму социального поведения обычных
людей, стал культурной традицией, которой люди сознательно следуют.
Традиционные ритуалы и обычаи глубоко укоренились в идеологии китайцев. Их суть отражена в трактатах «Чжоу ли» (周礼), «И ли» (仪礼), «Лунь юй» (论语), «Сяо цзин» (孝经), «Ли цзи»
(礼记) и других классических произведениях конфуцианства. Эти нормы в значительной степени соответствуют культурным принципам китайцев, после тысяч лет эволюции стали универсальными символами китайской культуры и органичной частью китайского мировоззрения.
Основной дух конфуцианского этикета передается действием Гуй Бай Ли (跪拜礼) – благоговейное преклонение коленей и битье челом. Этот древний китайский ритуал, выражающий уважение собеседников друг к другу, может быть использован для приветствия, обращения и прощания. Это один из самых длинных и наиболее часто используемых ритуалов в Древнем Китае.
Когда Гуй Бай Ли только появился, он не содержал никаких серьезных иерархических и оскорбительных оттенков. Как источник конфуцианского порядка и духовных обрядов, Гуй Бай Ли изначально был связан с образом жизни древних людей.

Сообщение отредактировал DeJavu: Вторник, 31 декабря 2024, 09:30:54

 

#158
DeJavu
DeJavu
  • Автор темы
  • Магистр
  • PipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участники
  • Регистрация: 23 Авг 2012, 20:39
  • Сообщений: 10212
  • Пол:
Все обряды поклонения на коленях образуют этикет, который называется Цзю Бай (九拜).
В китайском классическом сочинении «Чжоу Ли Чунь Гуань Да Чжу» (周礼 春官 大祝) написано следующее: «Этикет поклонения на коленях состоит из девяти видов поклонов: Ци Шоу, Дунь Шоу, Кун Шоу, Чжэнь Дун, Цзи Бай, Сюн Бай, Ци Бай, Бао Бай, Су Бай». Среди этих девяти поклонов Ци Шоу, Дунь Шоу и Кун Шоу являются основными [5, с. 2007]. Трактат «Чжоу ли» гласит, что китайцы должны уметь распознавать девять поклонов. Самое важное – овладеть первыми тремя. Последние шесть выведены из первых трех.
Этикетный ритуал Ци Шоу (稽首) означает «класть земной поклон». Это самый торжественный вариант приветствия из девяти поклонов. Китайцы выполняют его следующим образом: их левая рука прижимает правую руку, они складывают (опускают) руки перед коленями, затем медленно опускают голову к земле перед руками и остаются некоторое время в этой позе. Все действия спокойные и медленные. Таким образом подчиненные встречаются с высшим руководством.
Этикетный ритуал Дунь Шоу (顿首) также известен как ритуал Коу Тоу (叩头). Когда китайцы приветствуют кого-то с помощью этого ритуала, их левая рука прижимает правую руку, затем руки складываются перед коленями, потом человек стремительно кланяется до земли, поднимает голову сразу после контакта с землей, голова не должна оставаться на земле. Это – древний этикетный ритуал для людей равного статуса или одного поколения. С помощью Дунь Шоу выра-
жали глубокое горе и особое почтение: сначала он использовался на похоронах, а затем превратился в поклонение, означающее повиновение.
Этикетный ритуал Кун Шоу (空首) также называется Бай Шоу (拜手), сокращенное название – Бай (拜). Эта форма этикета предназначена для встречи высших руководителей с подчиненными.
В этом поклоне тело людей находилось на коленях. Сначала они кланяются в ноги и складывают руки, а затем склоняют голову, но не касаются земли, голова находится на уровне сердца.
На рисунке 1 видно, как эти ритуалы выглядят в жизни.
Описанные три ритуала применяются для счастливых событий. В таблице 1 перечислены
их основные характеристики, которые позволяют выявить их сходство и различия.
Ци Шоу Дунь Шоу Кун Шоу
Рисунок 1 – Этикетные ритуалы поклонения Ци Шоу, Дунь Шоу и Кун Шоу
Следующие три типа ритуалов можно отнести к этикету печальных событий. Этикетный ритуал Чжэнь Дун (振动) похож на ритуал Дунь Шоу (顿首), но имеет серьезные отличия: в этом ритуале необходимо ударить по рукам, громко рыдать, дрожать от страха, выражая глубокое соболезнование о смерти покойника.
В древности существовал обычай находиться в трауре три года. По окончании трехлетнего траура члены такой семьи приветствуют других людей с помощью ритуала Цзи Бай. Этикетный ритуал Цзи Бай (吉拜) также называется Чжэн Бай (正拜). Мужчины должны открыть ладонь левой руки, сжать правую руку в кулак, обхватить правый кулак левой рукой. А женщины должны открыть ладонь правой руки, сжать левую руку в кулак, обхватить левый кулак правой рукой.
Этикетный ритуал Сюн Бай (凶拜) – это ритуал, используемый семьей, находящейся в трауре в течение трех лет, или во время похорон. Мужчины должны открыть ладонь правой руки, сжать левую руку в кулак, обхватить левый кулак правой рукой. А женщины – все сделать наоборот. Этот ритуал является ритуалом поклонения гостям во время траура.
 

#159
DeJavu
DeJavu
  • Автор темы
  • Магистр
  • PipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участники
  • Регистрация: 23 Авг 2012, 20:39
  • Сообщений: 10212
  • Пол:
Все обряды поклонения на коленях образуют этикет, который называется Цзю Бай (九拜).
В китайском классическом сочинении «Чжоу Ли Чунь Гуань Да Чжу» (周礼 春官 大祝) написано следующее: «Этикет поклонения на коленях состоит из девяти видов поклонов: Ци Шоу, Дунь Шоу, Кун Шоу, Чжэнь Дун, Цзи Бай, Сюн Бай, Ци Бай, Бао Бай, Су Бай». Среди этих девяти поклонов Ци Шоу, Дунь Шоу и Кун Шоу являются основными [5, с. 2007]. Трактат «Чжоу ли» гласит, что китайцы должны уметь распознавать девять поклонов. Самое важное – овладеть первыми тремя. Последние шесть выведены из первых трех.
Этикетный ритуал Ци Шоу (稽首) означает «класть земной поклон». Это самый торжественный вариант приветствия из девяти поклонов. Китайцы выполняют его следующим образом: их левая рука прижимает правую руку, они складывают (опускают) руки перед коленями, затем медленно опускают голову к земле перед руками и остаются некоторое время в этой позе. Все действия
спокойные и медленные. Таким образом подчиненные встречаются с высшим руководством.
Этикетный ритуал Дунь Шоу (顿首) также известен как ритуал Коу Тоу (叩头). Когда китайцы приветствуют кого-то с помощью этого ритуала, их левая рука прижимает правую руку, затем руки складываются перед коленями, потом человек стремительно кланяется до земли, поднимает голову сразу после контакта с землей, голова не должна оставаться на земле. Это – древний этикетный ритуал для людей равного статуса или одного поколения. С помощью Дунь Шоу выра-
жали глубокое горе и особое почтение: сначала он использовался на похоронах, а затем превратился в поклонение, означающее повиновение.
Этикетный ритуал Кун Шоу (空首) также называется Бай Шоу (拜手), сокращенное название – Бай (拜). Эта форма этикета предназначена для встречи высших руководителей с подчиненными.
В этом поклоне тело людей находилось на коленях. Сначала они кланяются в ноги и складывают руки, а затем склоняют голову, но не касаются земли, голова находится на уровне сердца.
На рисунке 1 видно, как эти ритуалы выглядят в жизни.
Описанные три ритуала применяются для счастливых событий. В таблице 1 перечислены
их основные характеристики, которые позволяют выявить их сходство и различия.
Ци Шоу Дунь Шоу Кун Шоу
Рисунок 1 – Этикетные ритуалы поклонения Ци Шоу, Дунь Шоу и Кун Шоу
Следующие три типа ритуалов можно отнести к этикету печальных событий. Этикетный ритуал Чжэнь Дун (振动) похож на ритуал Дунь Шоу (顿首), но имеет серьезные отличия: в этом ритуале необходимо ударить по рукам, громко рыдать, дрожать от страха, выражая глубокое соболезнование о смерти покойника.
В древности существовал обычай находиться в трауре три года. По окончании трехлетнего траура члены такой семьи приветствуют других людей с помощью ритуала Цзи Бай. Этикетный ритуал Цзи Бай (吉拜) также называется Чжэн Бай (正拜). Мужчины должны открыть ладонь левой руки, сжать правую руку в кулак, обхватить правый кулак левой рукой. А женщины должны открыть ладонь правой руки, сжать левую руку в кулак, обхватить левый кулак правой рукой.
Этикетный ритуал Сюн Бай (凶拜) – это ритуал, используемый семьей, находящейся в трауре в течение трех лет, или во время похорон. Мужчины должны открыть ладонь правой руки, сжать левую руку в кулак, обхватить левый кулак правой рукой. А женщины – все сделать наоборот. Этот ритуал является ритуалом поклонения гостям во время траура.
 

#160
DeJavu
DeJavu
  • Автор темы
  • Магистр
  • PipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участники
  • Регистрация: 23 Авг 2012, 20:39
  • Сообщений: 10212
  • Пол:
Фото/изображение с Телесериал.com

Фото/изображение с Телесериал.com
 


1 посетитель читает эту тему: 0 участников и 1 гость