Цитата
Комментарий 13. Последний фрагмент переводимой части главы Хань шу фиксирует очень важную тенденцию, наблюдаемую в
китайской юрисдикции последних веков до нашей эры – переход к управлению страной и решению социальных проблем при помощи всеобъемлющих, жёстких и даже жестоких законов. Это новое явление и вклад в него легистов вообще, а циньских в частности, безусловен. Элементом её было и восприятие легистских идей конфуцианцами, каковыми в приведённом тексте являлись, скорее всего, Лю Бан и Сяо Хэ. Это было signum temporis – империя прочно переходила к новой форме правления, основанной на легистском принципе верховен-
ства закона, под которым, однако, подразумевалась воля императора и/или его близкого окружения. В таком духе неодно-
кратно высказывался Шан Ян, когда, например, говорил: «Есть три [рычага] управления государством. Первый называется закон, второй называется доверие, третий называется власть. Закон – это то, чем совместно владеют правитель и его сановники; доверие – это то, что совместно устанавливают правитель и его сановники; власть – это то, чем распоряжается лишь один правитель»
Восприятие новых идей конфуцианской школой, обогатившее её собственный идейный багаж и сделавшее его более подходящим для роли государственной идеологии, было важной
предпосылкой превращения её в период Хань в господствующее философское течение на последующие два тысячелетия. Этим, в частности, были созданы условия для возникновения танского кодекса, самого раннего из сохранившихся до наших дней.
Конфуцианство стало официальной идеологией Китая
с периода Хань и до современности.
Оно в большей мере, чем какая-либо иная система мировоззрения, приспособлено к этому, поскольку зиждется на „естественном“ и знакомом каждому человеку фундаменте – на семейных отношениях»
Прочность её этической основы, выдержавшей и атаки хунвэйбинов, и разгул маоцзэдуновской пропаганды, и прямые попытки разложить китайскую семью путём науськивания мо-
лодёжи против родителей, и многое другое, не говоря уже о действиях завоевателей и колонизаторов. Можно добавить, что международный характер учения Конфуция имеет не только будущее – он проявился уже в прошлом.
Не удивительно, что эта идеология победила в соперничестве с легизмом. В древности одним из результатов указанной победы явилось уважительное отношение к этике и параллельно – относительно безразличный подход к законам как регулято-
ру государственных дел и общественных отношений.
Я вот об этом. Ты считаешь, это неправильно? И не соответствует действительности? О том, что конфуцианство по большому счету всегда побеждало законничество, за редкими периодами. И в силу этого важность императора как символа, как морального светоча всегда была высока.
Цитата
восприятие легистских идей конфуцианцами, каковыми в приведённом тексте являлись, скорее всего, Лю Бан и Сяо Хэ. Это было signum temporis – империя прочно переходила к новой форме правления, основанной на легистском принципе верховен-
ства закона, под которым, однако, подразумевалась воля императора и/или его близкого окружения. В таком духе неодно-
кратно высказывался Шан Ян, когда, например, говорил: «Есть три [рычага] управления государством. Первый называется закон, второй называется доверие, третий называется власть. Закон – это то, чем совместно владеют правитель и его сановники; доверие – это то, что совместно устанавливают правитель и его сановники; власть – это то, чем распоряжается лишь один правитель»
Я о том, что при всей бюрократии, суть законов сводится к воле императора.
Сообщение отредактировал DeJavu: Пятница, 29 ноября 2024, 10:54:04