Вспомогательная тема по Китаю
Полезная информация о традициях, личностях, местах. Дорамная и реальная историческая.-
Приключения молодого Индианы Джонса / The Young Indiana Jones Chronicles29
Vикторина, Сегодня, 13:30:26
-
Двойник / Чернильный дождь и облака 嫡嫁千金 / 墨雨云间 Китай 20243
Азиатские сериалы. Дорамы и live-actionkuvshinka, Сегодня, 10:25:06
-
"Государственное преступление" ("Delitto di stato")6
Итальянские сериалыluigiperelli, 17 Ноя 2024, 13:16
В общем недавно понадобилась мне довольно специфичная информация по теме Китая. Слуги в Запретном городе и все, что с ними связано.
Наверное гуглить я не умею) путного ничего во всяком случае не нашла. Так, обрывки информации очень сомнительного происхождения в достоверности коих я не уверена. Ну что ж. Спросила AI что мне почитать на эту тему. Выкатили мне маленький списочек из трёх книг. Для начала)
Цитата
Полезла искать уже целенаправленно. Первый вариант меня безумно "порадовал" своей доступностью. Есть пять томов на Озоне, общей стоимостью около десяти тысяч, и все это великолепие на английском. Я решила, что не настолько хочу аутентичности.
Полезла искать второй вариант. Его вообще нет, нигде и ни в каком виде. Ну или я плохо ищу.
Я уже маленько приуныла. Но с третьим в списке меня ждал успех) Аж восемь томов! В шикарнейшем переводе. Ну и хоть и с танцем и бубнами, роскомпозор не дремлет, я все это скачала в свое полное владение. Вот кстати, объясните мне, кому я должна по идее платить за этот доступ к информации, не постесняюсь сказать общечеловеческой ценности, автор которого умер около двух тысяч лет назад?
В общем я начала приобщаться так сказать )))
Не знаю, насколько меня хватит, но даже если глав на пять, уже хорошо)
Пока я на предисловии. И что могу сказать. Я очень ровно, если не сказать скорее даже отрицательно отношусь ко всяким жизнеописаниям, биографиям и автобиографиям. И заинтересовать меня реально жившей личностью очень сложно.
Есть правда одно исключение. Антон Семёнович Макаренко. Вот этого человека я очень уважаю, прочитала практически все, что он написал, за исключением частично его переписки с Горьким.
И так вот Сыма Цянь, автор "Ши Цзи" похоже станет вторым исключением. Я даже не знаю как охарактеризовать масштаб этой личности.
Достаточно сказать наверное, что он собственно основоположник истории как науки. Во всяком случае в Китае. А его жизнь и судьба невероятно интересны и трагичны.
Сообщение отредактировал DeJavu: Понедельник, 18 ноября 2024, 22:08:43
Цитата
Цитата
“Исторические записки” состоят из 130 глав, содержащих более 500 тысяч иероглифов. Такого колоссального труда не знала не только историография, но и вообще наука того времени.
“Исторические записки” ознаменовали начало нового этапа в развитии китайской историографии.
Цитата
Цитата
Ликвидация наследственных владений, укрепление центрального государственного, аппарата, успешная внешняя политика и значительное расширение территории государства - все это, вместе взятое, характеризовало “золотой век” У-ди. Ханьский Китай наряду с Римом и Парфией входит в число крупнейших держав мира. Введение должности придворного историографа было одним из многочисленных свидетельств специализации высших чиновников в государстве и детализации их функций. Сама по себе должность историографа располагалась невысоко на служебной лестнице: его содержание составляло лишь 600 даней зерна, в то время как чэнсян (первый советник) получал 2 тысячи даней; согласно придворному церемониалу чэнсян носил серебряную печать на синем шнурке, а главный историограф имел право лишь на бронзовую печать с черным шнурком и т. д. Но именно к историографу попадали теперь прежде всего документы, поступавшие с периферии в столицу. Помимо систематизации и хранения документов главный историограф выполнял целый ряд функций, связанных с астрологией и составлением календаря. В его обязанности входил также выбор дней для совершения религиозных церемоний и жертвоприношений.
Сообщение отредактировал DeJavu: Понедельник, 18 ноября 2024, 22:45:48
Цитата
Сыма Цянь проехал не менее 3-4 тыс. км, его поездка могла продолжаться, как полагают, 3-4 года.
Цитата
Цитата
Сыма Тань завещал сыну продолжить дело, начатое им,- завершить труд по истории Китая. Сыма Цянь обещал отцу выполнить его волю.
По истечении трехлетнего траура он наследовал дело отца, заняв должность Главного историографа императорского двора. Должность обеспечивала Сыма Цяню исключительно благоприятные условия для работы: ему был разрешен доступ в императорские библиотеки, к сокровищам древней литературы. Он получил в свое распоряжение ценнейшие исторические материалы из секретных хранилищ.
Цитата
И после этого Сыма Цянь неоднократно покидал столицу. Он принимал участие в ирригационных работах на Хуанхэ; побывал на территории современных провинций Ганьсу, Шаньси, Хубэй.
В 104 г. до н. э. Сыма Цянь завершает работу по систематизации материала и приступает к написанию “Исторических записок”.
Сообщение отредактировал DeJavu: Понедельник, 18 ноября 2024, 23:14:43
Некоторые его высказывания уже сильно после всего этого наводят меня на мысль, что не понимал, не ожидал. Очень наивно если так. Но в смелости все равно ему не откажешь.
Сообщение отредактировал DeJavu: Понедельник, 18 ноября 2024, 23:42:07
Цитата
Сама жизнь порождала противоречия, разрешить которые Сыма Цянь был не в силах. Постепенно он убеждался, что и “Сын неба” обладает недостатками смертных; он видел ничтожность сильных мира сего, пробравшихся к кормилу власти “подобно мухам на хвосте лошади”.
“Отец мой заслуг не имел, отмечаемых грамотой царской... История звездных фигур и звездных расчетов для календаря так близка ведь к разным гаданьям, заклятьям и прочему! Понятно, что с людьми такими лишь забавляется владыка-государь, содержит их он как актеров и веселых дев; они в презреньи даже у самых пошлых” 27. “Самые пошлые” - это окружение императора, его приближение, в среду которых попал историк. Но придворная атмосфера всегда оставалась чуждой ему. Недаром так часто говорит Сыма Цянь о “посредственностях, которым недоступно понимание высоких человеческих чувств”. Этот антагонизм и явился в конечном счете первопричиной трагедии.
В 99 г. один из китайских генералов, Ли Лин, был послан с небольшим отрядом против сюнну. Имея в своем распоряжении всего лишь 5 тысяч пеших воинов, Ли Лин все же сумел достичь ставки вождя сюнну - шаньюя. Ему удалось потеснить сюнну, но обещанное подкрепление не подходило, а тем временем вызванная шаньюем конница начала окружение отряда. Стрелы и провиант были на исходе; воины устали от непрерывных 10-дневных боев; число убитых и раненых непрерывно росло. Подкрепление так и не подошло. Несмотря на героическое сопротивление, отряд был частично уничтожен, частично пленен. В плен к сюнну попал и генерал Ли Лин.
Сначала Ли Лин посылал в столицу победные реляции, и высокие сановники ханьского двора наперебой поднимали чаши, поздравляя императора с успехом. Но вот через несколько дней пришло известие о поражении Ли Лина. Император, услыхав об этом, потерял аппетит и не выходил из своих покоев. Перепуганные сановники не знали, что предпринять. Сыма Цянь хорошо знал Ли Лина и не мог поэтому остаться в стороне от развертывающихся событий.
“Начну с того, что я с Ли Лином в одном и том же учрежденье пребывал. Мы никогда с ним не могли жить так, как полагается друзьям; у нас с ним были разные пути: что брал один, то отвергал другой. Мы никогда с ним вместе не держали у губ своих за чаркой чарку и никогда мы не сближались в той неизбывной радости друзей, что создается искренне и прямо. Но тем не менее его я наблюдал, и видел я, что этот человек - муж удивительный на редкость из тех, кто соблюдать себя умеют хорошо. Он родителям служил благоговейно; он был честен с теми, с кем служил; прикасался к деньгам, он был умерен; брал, давал всегда по совести своей. При разнице лет, положений он был донельзя уступчив. Он с низшими сдержанным был и вежливым очень. Он только о том и мечтал, чтобы ринуться в бой беззаветно и жизнь всю отдать за дело большое отчизны... И что же? Чины при дворе, за целость особы своей стоящие крепко и жизнь обеспечить жене и детям норовя, сейчас же его недостатки, как на дрожжах, раздули...”
Действительно, приближенные императора, напуганные тем, что гнев Сына неба может обратиться против них, поспешили очернить Ли Лина, обвиняя его в предательстве. Лишь Сыма Цянь нашел в себе силы, чтобы поступить так, как диктовала ему его совесть.
“И вот так однажды случилось, что был во дворец я вызван к допросу, и я в этом смысле построил всю речь о заслугах Ли Лина. Хотел я всем этим расширить как мог кругозор царя-государя, конец положить речам тех белками сверкающих злобно людей. Но выяснить все до конца мне так и не удалось” 29. Сыма Цянь был обвинен в намерении ввести императора в заблуждение и приговорен к позорному наказанию - кастрации.
С содроганием вспоминает историк время, проведенное в тюрьме.
“И вот я, представьте, сижу со связанными руками, ногами, с колодкой, веревкой на шее и с голою кожей, ничем не прикрытый, палками бьют меня, прутьями хлещут; я заперт средь стен, что повсюду вокруг”. В тюрьме завершился перелом, назревавший в сознании историка. Завещанные отцом “Исторические записки” отныне представлялись ему единственной возможностью высказать все, что накопилось у него на душе.
Сообщение отредактировал DeJavu: Понедельник, 18 ноября 2024, 23:39:22
DeJavu (Понедельник, 18 ноября 2024, 23:23:32) писал:
Некоторые его высказывания уже сильно после всего этого наводят меня на мысль, что не понимал, не ожидал. Очень наивно если так. Но в смелости все равно ему не откажешь.
Врать сложнее чем говорить правду. Нужно иметь план лжи, продумывать последствия каждого слова, нести тяжесть оговора на своей совести. Ещё бы мотив какой-то бы на ложь, кроме спасения себя. Когда его просили говорить правду, он запросто мог не знать как отзовётся правда, как ложь. Не наивность, но отсутствие провидческих способностей. Его ведь подставили. Подставили потому что захотели подставить. Стал бы врать, поймали бы на лжи.
А правду говорить легко и приятно.
Вспомни в Журавлях, в других местах встречается - тот кто хочет доказать что не врёт, добровольно соглашается на пытки. Считается, наверное, что не до вранья в такой момент.
DeJavu (Понедельник, 18 ноября 2024, 21:38:35) писал:
Задумалась о "Поэме о Шаньян", поздно спохватилась! Выпилена.
Яньси, Красный манжет рукава, Песнь славы (эту я бросила на первой серии) ещё вроде есть, но выглядят подозрительно (в рекламе рядом с перекочевавшей на всякие иви Шанья.
Не тяни, если что.
DeJavu (Понедельник, 18 ноября 2024, 21:38:35) писал:
1 посетитель читает эту тему: 0 участников и 1 гость