«Итальянское телевидение РАИ» слышим мы знакомые с детства слова, и устраиваясь поудобнее садимся смотреть хорошо знакомый с детства фильм «Спрут». Удивительно, но, зная сюжет почти наизусть, постоянно открываешь для себя что-то новое, видишь такие подробности, которых не замечал раньше, а на некоторые события смотришь под другим углом.
Пересмотрев спустя некоторое время фильм другими глазами, у меня сформировалось окончательное мнение, и разрешился ряд некоторых вопросов, поставив новые.
Основной же причиной, побудившей написать всё это, явились странные высказывания некоторых участников о том, что фильм «Спрут» о мафии, но никак не о комиссаре, поставившим всё с ног на голову. Нет-нет, дорогие мои, о мафии фильм «Крёстный отец», именно там рассказывается история известной «семьи», а здесь, в «Спруте», главным действующим лицом является комиссар полиции, которому по роду службы приходится сталкиваться с ней. В фильме мы не вникаем глубоко в дела мафии, в её взаимоотношения, зато хорошо показаны человеческие судьбы и характеры абсолютно разных людей.
Свои размышления я снова решил разбить по частям. Убедительная просьба ко всем читающим мысленно абстрагироваться от последующих продолжений, ведь на момент выхода каждой части их попросту не существовало. Будем рассматривать то, что было на тот момент.
Итак.
Появление фильма под названием «Спрут» вызвало фурор. Что касается нашей страны, то у меня есть этому такое объяснение. Это сейчас экраны наводнил западный ширпотреб, а в то время иностранное кино, особенно многосерийное, было нечастым гостем на наших экранах. Мало того, советский зритель, искушённый в хороших фильмах, понимал что к чему, улицы городов пустели, когда Штирлиц вытаскивал секретные документы из сейфа Мюллера, когда Шарапов выигрывал сложнейшую психологическую дуэль у главаря банды Горбатого. «Спрут» из той же серии киношедевров с существенным отличием – это иностранное кино. Во времена «железного занавеса» не имея достаточной информации о той жизни, советский телезритель увидел людей, таких же, как и он сам. Не было показного блеска, огней большого города, ярких неоновых реклам, лакированных «Мерседесов». А были обычные человеческие взаимоотношения самых обычных людей, где даже миллионерша, аристократка Печчи-Шаллойя позволяла себе спокойно разгуливать по городу в потёртых джинсах. И, глядя на эти взаимоотношения, на эту ненаиграность, наш зритель охотно сказал «верю» и включился сопереживать героям. Рассказывают, что после фильма «Вечный зов» таксист с кулаками набросился на артиста Спиридонова, сыгравшего отрицательного героя, отождествив его с ним, настолько поверил, что перед ним не артист, а негодяй Федька. Также и здесь, вся страна следила за судьбой комиссара Каттани, обсуждала показанную серию, и гадала, что же его ждёт в следующей, почти что веря в его реальное существование.
Переходя от предисловия к анализу фильмов, хочется ещё раз напомнить, что желательно смотреть на него чистым, незамутнённым взглядом, а не через призму последующих продолжений.