Почему мы смотрим на врагов Каттани? Потому что подчас они смотрятся гораздо выигрышнее на фоне приторно-положительных героев вроде Альтамиры с ее проблемной любовью, слезами и соплями.
Прелесть фильма в том, что в отличие от многих своих "собратьев" по цеху здесь нет деления на однозначно положительных и однозначно отрицательных. Все типажи находятся где-то в этом промежутке. И конечно же, какой психологизм, умение показать сущность человека, даже если он показывается в кадре всего несколько раз. К таким антигероям, как Эспиноза, Терразини, Пупаро нельзя не испытывать, если это уместно прозвучит, уважение за их интеллектуальные качества, знание людей, умение проворачивать умопомрачительные операции. Во многом такие продвинутые атигерои показали своим примером, почему мафия есть и будет всегда.
Скучно смотреть фильм, где положительный герой всегда на голову впереди, знает все ходы-выходы, а отрицательный дурачок все время ведет себя предсказуемо и выдает шаблонные фразы. Здесь же ситуация близка к реальности.
Большой плюс - отсутствие хэппи-эндов. Что касается личных предпочтений, то вопросов к создателям сериала много.
1. ДЭвушка, играющая дочь Каттани выглядит гораздо старше своего возраста - эдакий зрелый (если не перезрелый) подросток. Если бы на роль Паолы была подобрана девочка, выглядящая соответствующим образом (как например, Грета в 4-й части), сюжетная линия, связанная с изнасилованием, последующим лечением и смертью вызвала бы у зрителя больше сопереживания и понимания ситуации. Крайне неудачный выбор.
2. Тоже самое касается Джулии Антинари. Даме 30 лет на момент съемок, а героине должно быть 20-25. На свои 30 выглядит старо, поэтому гримерам и не удалось преобразить ее. Камера, кстати, избегает крупных планов, ибо морщинки заметны. Помню свое удивление, когда оказалось, что Анна Антинари - это мать Джулии. При удачных ракурсах М. Лафоре она выглядит ровесницей с Дж. де Сио, хотя ей уже было хорошо за сорок.
В целом, вся семья Антинари вызывает неприязнь (за исключение, безусловно, Греты). Да и семьей ее сложно назвать - каждый сам по себе.
3. Тема возраста относится и к Эстер, но сам персонаж получился очень даже адекватным и живым. Верю.
Жена комиссара не вызывает никаких эмоций, более того, мне просто жаль несчастного Каттани, для которого семья - это не надежный тыл, а одни сплошные проблемы.
Говоря о самом главном персонаже, нельзя не отметить его моральную неустойчивость
, некоторую хлипковатость и постоянное смешение личного и профессионального. Насколько в далеком детстве он казался хорошим дядей, настолько сегодня заметны его недостатки. В каждой серии минимум по роману с представительницами той стороны баррикад и использование женщин, любивших его, в профессиональных целях. За такое и с работы могли попросить. Задаюсь постоянно вопросом: если бы его семья трагически не погибла по вине мафии, стал бы он таким отчаянным борцом за справедливость? Что им двигало в большей степени - чувство мести или справедливости? Однако необходимо признать, что портрет комиссара получился очень живым, соответствующим и вызывающим, несмотря ни на что, уважение и сопереживание.
Мерзкие типы - Нитто, Салимбени, сын Бренно, Дино Алесси. Тано казался скользким и крайне несимпатичным, отталкивающим поначалу, но с возрастом пришло понимание его двойственности и сложности. Зачет однозначно.
Несколько неприятно удивляют мужчины, которые, случись что - сразу в петлю (в склад с горючим, пулю в лоб - выбрать нужное), при том, что у них есть семьи, о которых нужно заботиться. Попахивает эгоизмом. С какой радости покончил с собой Пупаро, когда все худшее осталось позади и мафия о нем явно позабыла? Рази, оставивший 20-летнюю дочь на произвол судьбы, Николо Антинари из той же оперы.
Фроло - громадный скала-мужик и вечно со страдальчески приподнятыми бровями. Переборщили с выражением душевных мук.
Нравится команда Каттани. Люди просто делают свое дело - слаженно, дружно, отдавая себя работе не меньше комиссара (вспомнить того же Гонсалеса во время перевозки Фроло). Ликата - зачет. Сильвия вышла как персонаж прекрасно, но отчего-то большой любви не вызывает. Чего-то не хватает - изюминки какой-то или маленькой слабости, которая больше раскроет ее как женщину, а не вечно находящуююся в поисках справедливости суровую даму. С комиссаром они прекрасная пара по своей идейной направленности.
Упущением сценаристов является "монополизация" любовной линиии сугубо комиссаром. Фильм, есс-но, не о любви и муси-пуси, но это больше приближает его к жизни. Люди ведь не в вакууме живут. "Детская" тема присутствует, пожалуй в любой части и это только плюс.
Но особую лЯбоФФ мы испытываем к киллерам - Сальери, Карте, Рокко,
у которых показаны различные стороны личности - как отрицательная, так и та, что доказывает "все мы люди, все мы человеки". Эта многоплановость присутствует и в отношении личностей иных антигероев, но сюжет выигрывает в не меньшей степени от вышеуказанных лиц, чьи положительные качества проявляются тогда, когда их не ожидаешь (те же эпизоды со спасением детей, допросо Пупаро, спасением девочки и т. п.) и это добавляет некий элемент непредсказуемости в развитие событий.