Vasilina (Воскресенье, 19 декабря 2004, 08:20:08) писал:
Nik пишет:
И както уж быстро Никита вошла в доверие к этой дамочке!
Тут как раз нет ничего удивительного, женщина всю жизнь пыталась найти своего ребенка, поэтому она цепляется за малейший шанс и сраду принимает девушку которая, как она считает, является ее дочерью; тем более что это подтверждает и нанятый ее детектив.
При повторном просмотре я много о чем задумалась в связи с этой серией, и прежде всего именно об этом - почему Хелен Вик так мгновенно "приняла" Никиту? Возникает масса недоуменных вопросов.
Если Хелен искала дочь чуть ли не с момента ее рождения, то есть лет двадцать, и так настойчиво, то неужели Никита за все эти годы была первой кандидаткой? Наверное, все-таки не первой - иначе выглядит не слишком правдоподобно. Тогда как проверяли других? И в голову совершенно логично приходит то, о чем почему-то не подумали авторы: генетический анализ. Это ведь в данной ситуации ЕДИНСТВЕННЫЙ способ установить родство (поскольку дочь отобрали сразу после рождения, то об общих воспоминаниях или поисках внешнего сходства с матерью или покойным отцом говорить всерьез не приходится; никаких особых примет наподобие родинок явно не было, поскольку Хелен ни о чем таком не упоминает). По-моему, генетический анализ - это первое, к чему прибегла бы даже не бдительная террористка (которая без должной подозрительности попросту не дожила бы до сорока с чем-то лет при такой профессии!), а обычная мирная женщина, нашедшая девушку, которая может оказаться ее потерянной дочерью и которая в качестве доказательств говорит только, что родилась в тюрьме города Галифакса в подходящем году. Вряд ли Хелен была единственной заключенной, родившей тогда дочь; а даже если и так, то на "объективном научном подтверждении" просто обязан был настоять ее более хладнокровный супруг, который, насколько можно судить, с самого начала отнесся к Никите без особого восторга и с некоторым вполне понятным подозрением, хотя и был рад за Хелен и с пониманием относился к ее поискам.
Странно, что и Отдел, по-видимому, совершенно не беспокоился о такой возможности, которая полностью разрушила бы прикрытие Никиты - в лучшем случае ее доказанное отсутствие родства смогут списать на ошибку (тем более что сама Никита не очень-то стремилась остаться в их доме), а в худшем супруги просто ликвидируют ее после соответствующего допроса - с тем же невозмутимым спокойствием, как уничтожили группу Чака.
Другой вопрос - как тот самый детектив вышел на Никиту? Он изначально был "отдельский"? А если нет (тем более что Хелен сказала, что он занимался поисками дочери давно) - заставил ли Отдел его сотрудничать (подкупом, угрозами, шантажом и т.д.) или просто сфабриковал доказательства легенды Никиты, достаточные даже для такого высококлассного специалиста (ведь Хелен безусловно наняла бы самого лучшего для такой важной задачи)?
Была ли жива настоящая дочь? Не пытался ли Отдел ее искать для более прямого способа использования и давления на Хелен - примерно так же, как в "Гамбите" (тогда ведь они успешно нашли дочь самого Кесслера, и тоже по очень малому количеству сведений о ней)? Или пытались, но не сумели найти, и поэтому пришлось придумать план с Никитой?
И почему вообще Хелен так быстро решила, что Никита - ее дочь? Только по тем скудным сведениям о месте рождения - которые мог узнать и достаточно ловкий шпион, чтобы внедриться к доверие к Викам (что и случилось)? Внешне она и Хелен не слишком похожи, даже цвет глаз совершенно разный. Конечно, может быть так, что в Отделе было известно, как выглядел покойный отец дочери Хелен, и Никита удачно оказалась похожа на него... но тогда Хелен сказала бы ей об этом...
Сходство в манерах поведения? Хелен вела себя примерно так же в том же возрасте (что было бы неудивительно, учитывая ее биографию - и сколько, интересно, лет и за что она провела в тюрьме, попав туда несовершеннолетней и беременной)? У меня такое впечатление, что Никита в этой роли максимально похожа на саму себя периода своей уличной жизни, со всей недоверчивостью, ершистостью, упрямством, независимостью и даже застольными манерами - наверное, ей было легко вжиться в роль, всё это еще так свежо в ее памяти...
Если говорить о Никите в этой серии, то очень важна такая психологическая составляющая этого задания, как ее собственные отношения с матерью. Некая ирония судьбы: она, выгнанная матерью на улицу, изображает дочь, оказавшуюся на улице из-за того, что была отобрана у не желавшей этого матери. Удивительная сцена, когда Никита входит в комнату, которую Хелен застенчиво называет "комнатой для гостей". На самом деле это детская-мечта, полумузейная комната для вымечтанной и долгожданной дочери, в которую, как кажется, постоянно вносятся дополнения и усовершенствования - более нарядная (до почти сусальной сказочности) кровать, новые и более красивые куклы, безделушки, одежда... Не была ли подобная комната мечтой и самой Никиты в детстве - голодном, бродяжническом (наверняка их с матерью выставляли на улицу не раз и не два из-за неуплаты за жилье), лишенном всего, что было бы у дочери Хелен, вырасти она вот в этом доме? Несколько раз на протяжении серии мне казалось, что Никите по-настоящему нравится в доме Виков, что иногда это не игра... что даже Хелен ей временами нравится.
Во всяком случае, Никита очень по-разному относится к смерти Джона и Хелен - хотя они оба в равной степени ответственны за смерть ее друга Чака и всей его группы (это мы видели, что команду на взрыв отдал именно Джон, но в Отделе это неизвестно - да и несущественно, поскольку супруги Вик работают рука об руку). Джона Никита застрелила сама, и с удовольствием - она мстит за гибель друзей. А с Хелен совершенно по-другому - Никита просит оставить ей "найденную иллюзию".
Хотя, между прочим, стоит задуматься - а что было бы милосерднее? Для Хелен исполнение просьбы Никиты означает, что ее только-только обретенная дочь в руках врагов матери, уже вполне доказавших свою жестокость, которые, скорее всего, убьют ее, поскольку из матери уже вытянули все нужные сведения. Может, куда милосерднее было бы раскрыть Хелен обман - тогда ей останется надежда, что ее настоящая дочь, пусть так и не узнанная, не увиденная, хотя бы жива, где-то там, в неизвестности...
Неправильный перевод ставит всё с ног на голову: в английском варианте с точностью до наоборот: "Моя настоящая мать позволила бы избивать меня. Она позволила бы мне умереть" - то есть Никита подтверждает, что Хелен отнеслась к ней лучше, чем родная мать. И это сослагательное наклонение - "бы" - использовано на основе уже имевшегося у Никиты опыта (если вспомнить короткие сцены из ее детства в разных сериях).
Интересно, это только мое личное впечатление, или кто-то еще думает так же - что Хелен во многом напоминает Мэдлин? Даже не столько наружностью и возрастом, сколько манерой держать себя, воспитанностью, утонченностью, мягкостью, обаянием - в сочетании с удивительным хладнокровием и холодной же безэмоциональной жестокостью, когда доходит до дела? Быть может, есть какое-то сходство и в биографиях? Нам ведь так и не известно, как попала в Отдел Мэдлин - возможна масса вариантов, в том числе и тюрьмой. Что с ней произошло после гибели Сары (им тогда было лет по десять, наверное)? Как она менялась?
Не превысила ли я размер одного сообщения благодаря внезапно нахлынувшему вдохновению? Надеюсь, я не очень надоела тем, кто это читает...